Ссылки для упрощенного доступа

В Бейруте сотни тысяч людей приняли участие в демонстрации, посвященной годовщине со дня убийства Рафика Харири




Андрей Шарый : В столице Ливана Бейруте сотни тысяч (по некоторым данным до 500 тысяч) людей приняли участие в массовой демонстрации, посвященной годовщине со дня убийства известного политика, бывшего премьер-министра страны Рафика Харири. Предпринятое ООН расследование обнаружило возможную причастность некоторых сирийских должностных лиц к заговору против Харири. От Дамаска требуют теперь полного сотрудничества со следствием и угрожают международными санкциями. Над темой работал мой коллега Кирилл Кобрин.


Кирилл Кобрин : Акцию возглавил сын и политический наследник Рафика Харири - Саад. Организаторы митинга заявили накануне, что они намерены не только почтить память бывшего премьер-министра, но и поддержать политику так называемой «кедровой революции», результатом которой стал вывод из Ливана сирийских войск. В 12 часов 55 минут по местному времени была объявлена минута молчания. Именно в этот время год назад был взорван кортеж бывшего премьера. Шествие и митинг прошли в центре Бейрута.


Акция была устроена под усиленной охраной полиции и военных, в школах отменены занятия, сегодня же не работает и большинство магазинов, ресторанов и предприятий в Бейруте. Однако в мероприятии не приняли участие основные шиитские группировки "Хезболла" и "Амаль", руководители которых заявили о намерении провести специальные акции в южном Ливане. Напомню, что обе эти группировки имеют представительство в многоконфессиональном ливанском правительстве, но большинство там принадлежит как раз антисирийским силам.


Убийство 14 февраля 2005 года Рафика Харири, известного антисирийского политика, стало поворотным пунктом в истории Ливана последнего десятилетия. Последовавшие за ним массовые протесты привели к смене ливанского руководства и выводу, под усилившимся международным давлением, сирийских войск из страны. Именно эти события и назвали «кедровой революцией».


Расследованием убийства Харири занялась специальная комиссия ООН, которая в предварительном докладе указала на возможную причастность некоторых сирийских руководителей к преступлению. Комиссия также считает, что сирийские власти недостаточно активно сотрудничают с международным расследованием. США также пытаются заставить Сирию предоставить всю необходимую информацию и - в противном случае - угрожают международными санкциями.


О нынешней ситуации в Ливане через год после убийства Рафика Харири и о том, на самом ли деле Сирии угрожают международные санкции, я побеседовал с историком, заместителем директора Института востоковедения Российской Академии Наук Владимиром Исаевым.



Владимир Исаев : Внешне, в общем-то, мало что изменилось. По-прежнему там идет борьба между различными этническими и конфессиональными группировками, что традиционно для Ливана. Но поскольку сирийский контроль снят, некоторые наиболее активные группировки стали стараться укрепить свои позиции в ливанском обществе, и в состоянии сейчас вывести на улицы достаточно большое количество людей, чего раньше за ними не наблюдалось. Примером этого может быть та самая кампания по поводу рисунков, по мнению мусульман, оскорбляющих пророка Мухаммеда, когда в основном шииты протестовали.


С другой стороны, заметно ослабли, во всяком случае, если смотреть со стороны, позиции христианских партий, которые в общем-то тоже пострадали во время этих погромов (я имею в виду не партии, конечно, а христианское население), чего раньше не допускалось. Это создает как раз, на мой взгляд, значительную неустойчивость в ливанском обществе. Многое, конечно, будет зависеть и от других конфессиональных, этнических группировок.



Кирилл Кобрин : Стала ли фигура Харири символом антисерийской политики с антисирийской позиции?



Владимир Исаев : Ее пытаются сделать таковой. Действительно, человек трагически погиб. Фигура Харири очень неоднозначна, хотя бы потому, что он долгое время ведь сотрудничал с сирийцами. Именно при помощи сирийцев он во многом приобрел тот политический вес и занял те политические позиции, которые впоследствии он попытался отстаивать самостоятельно, за что и поплатился жизнью. Естественно, эта фигура, если она в глазах ряда опять-таки этих этноконфессиональных группировок является во многом символической, то, скажем, в глазах шиитов - нет.



Кирилл Кобрин : Прошел год после убийства Харири. Первый вариант доклада был представлен ООН, в котором говорится об участии, по крайней мере, вовлеченности сирийских некоторых официальных лиц в подготовке этого убийства. Можно ли сказать, что над Сирией сгущаются тучи?



Владимир Исаев : Они, скорее всего, сгущались серьезнейшим образом над Сирией год назад, когда произошло это убийство, как раз после этого самого доклада. Сейчас ситуация изменилась во многом, хотя бы потому, что главная движущая сила - США - настолько увязли в Ираке, что на Сирию да плюс еще ко всему Иран, у них просто-напросто уже не хватает ни военных, ни политических сил. Хотя, конечно, политические усилия определенные предпринимаются по какой-то изоляции Сирии.



Кирилл Кобрин : Это было мнение московского востоковеда Владимира Исаева.



XS
SM
MD
LG