Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.
Олег Винокуров: Избиратели Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа высказались за объединение регионов. Укрупнение российских регионов - это одна из составляющих новой региональной политики президента Владимира Путина - так считает руководитель исследовательской группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. С ним побеседовал наш корреспондент Олег Кусов.
Олег Кусов: Региональная политика Владимира Путина существенно отличается от политики его предшественника Бориса Ельцина. Политолог Дмитрий Орешкин отмечает сильные и слабые стороны региональных инициатив нынешнего президента России.
Дмитрий Орешкин: К счастью, мы в такое время живем, когда нельзя сказать, что этот шаг или целиком позитивен или целиком отрицателен. Гигант присоединяет карлика, и это естественно и на самом деле даже оптимально для управления. Вот когда малыш хочет поглотить гиганта, это уже выглядит противоестественно. Но самое главное, что сама по себе концепция пересмотра вот таких конституционных условий существования автономных округов и других автономных образований, главным образом республик, - это концепция, целью которой является растворение, размывание этнической суверенности, выраженной в государстве. Потому что никто, естественно, не покушается на культурную идентичность людей, но Москве и московскому руководству мешает государственная идентичность, потому что за этим всегда маячит признак национальной федерации и национального сепаратизма. Вот пока власть тренируется на маленьких сибирских округах, это не представляется рискованной игрой, но допустимой, тем более что она проводится с соблюдением формальных правил, вроде референдума, и рациональна с точки зрения экономических и социальных явлений.
Олег Кусов: Однако на юге России к проблеме укрупнения регионов следует относиться более осторожно.
Дмитрий Орешкин: Когда начинается вопрос о главном, а именно - о растворении, например, даже маленькой Адыгеи в большом, огромном Краснодарском крае, который, кстати, со всех сторон ее окружает, то есть у Адыгеи нет ни одного другого соседа, кроме Краснодарского края, то все равно, учитывая, что это Кавказ, эта проблема может выглядеть гораздо сложнее, чем в Сибири. На самом деле здесь уже могут быть трудности не просто тяжелые, а близкие к взрывоопасным, потому что Адыгея сама по себе маленкая, но за ней очень внимательно следят в Карачаево-Черкесии черкесы, в Кабардино-Балкарии кабардинцы и другие родственные народы. И у нас в стране, кстати говоря, и за рубежом тоже, в Турции.