Ссылки для упрощенного доступа

Пакистан: восстанию в Белуджистане не видно конца


Повстанцы-белуджи действуют традиционными партизанскими способами. Солдаты пакистанской армии осматривают место взрыва мины
Повстанцы-белуджи действуют традиционными партизанскими способами. Солдаты пакистанской армии осматривают место взрыва мины

На протяжении десятилетий пакистанская провинция Белуджистан остается ареной столкновений правительственных войск с повстанцами, борющимися за автономию. Многие белуджи считают, что их право на автономию игнорируется, и что ресурсы их провинции используются не во благо ее населению. Восстание осложняет отношения Пакистана с его с соседями – Исламабад обвиняет Индию, Афганистан и Иран в поддержке сепаратистов.


Жителей Белуджистана раздражает дислокация пакистанских войск на их племенных землях. По мнению журналиста Ахмеда Рашида, необходим диалог с белуджами для рассмотрения их жалоб.


«Со стороны военного режима нет никаких попыток открыть такой диалог, - говорит Рашид. - Мы видим лишь усиление военных действий. Правительство настаивает на том, что военные действия не ведутся. Но это неправда. Журналисты, которые там побывали, видели бомбардировки, производимые военно-воздушными силами, видели десантников в действии, видели развертывание войск. Армия ведет интенсивные операции против повстанцев. Совершенно очевидна эскалация насилия со стороны повстанцев. В последних интервью лидеры повстанцев уже не говорят об автономии – они говорят об отделении от Пакистана, о независимом Белуджистане».


Недовольство центральным правительством


Член пакистанского парламента Имран Хан считает, что восстание белуджей является прямой реакцией на политику центрального правительства. По его мнению, Исламабад несправедливо распределяет свои доходы: в Белуджистане живет лишь 5% населения страны, зато площадь составляет 44% от площади всего Пакистана.


«Центр обращается с Белуджистаном как с колонией, - говорит Хан. - Ресурсы провинции эксплуатируются, но никаких попыток развивать ее нет. Необходим реальный экономический пакет, чтобы удовлетворить оправданные претензии Белуджистана. И это нужно делать политическими методами».


Министр информации Пакистана Шейх Рашид Ахмед отвергает претензии повстанцев. Он утверждает, что пакистанские войска дислоцированы в Белуджистане лишь затем, чтобы обеспечить его беспрепятственное экономическое развитие. По его словам, племенные фракции выступают против такого развития.


«В этом районе будет реализовано 60% всех национальных проектов развития, - говорит он. – Раньше правительство не испытывало особого интереса к развитию региона. Но теперь, когда правительство приступило к работам…, они создают препятствия. Это предводители и их отряды. Им не нужно образование. Они выгнали учителей. Они убивают подрядчиков, которые строят для них дороги и тому подобное».


Жалобы на эксплуатацию


Белуджийский националист Хумайун Балудж называет главной причиной недовольства жителей провинции наплыв пенджабцев, ведущей этнической группы Пакистана, котрорые открывают здесь торговлю и занимаются разработкой полезных ископаемых.


«Природные ресурсы Белуджистана эксплуатируются и разграбляются, - говорит Балудж. – Права населения нарушаются, и все делается для выгоды пенджабцев. В Белуджистане действуют войска, идет в ход оружие, вертолеты . Население вытесняется. Дома сжигаются и разграбляются».


По словам Рашида, восстание постепенно перекидывается в другие районы Пакистана. «Оно распространилось по всей провинции и проникло в города. В его рядах – образованные белуджи, представители среднего класса, а также представители племен… Опасность заключается в том, что большая община белуджей живет в Карачи (главном городе соседней провинции Синд - РС). Если мы увидим, что давление на белуджей возрастает, акты насилия наверняка распространятся на другие провинции».


Сепаратистские настроения в Белуджистане ширятся. Исламабад неоднократно обвинял Афганистан, Иран и Индию в разжигании восстания в мятежном регионе. Депутат Имран Хан, однако, возлагает ответственность за сохраняющуюся нестабильнолсть на военное правительство: « Когда страной правят генералы, им понятны только военные методы. А это всегда усугубляет беспорядки. На самом деле это обостряет чувство отчуждения и изоляции».


XS
SM
MD
LG