Ссылки для упрощенного доступа

Украинские военные специалисты с оптимизмом смотрят на перспективы реформы национальной армии и вступления страны в НАТО


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие украинский военный эксперт Валентин Бардак.



Андрей Шарый: Многие украинские военные специалисты с оптимизмом смотрят на перспективы реформы национальной армии и вступления страны в НАТО. Мой собеседник - директор киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.


Беседу я начал с вопроса о том, в какой степени нынешние вооруженные силы Украины напоминают советскую армию и нынешнюю российскую армию?



Валентин Бадрак: Пока еще Украинская армия по своей внутренней идеологии ближе к той постсоветской армии, которая досталась Украине в наследство от Советского Союза. В силу того, что в Украине до сих пор действует общепризывная система, она, конечно, достаточно близка и к российской армии по внутреннему контексту. При всем при этом армия динамично меняется. Дух армии значительно изменился в течение последних особенно двух-трех лет. Значительное количество офицеров украинской армии получили опыт взаимодействия с европейскими армиями. Это выражается прежде всего в том, что происходит достаточно много контактов штабов, учений, и это все, наряду с шагами по изменению структуры вооруженных сил, более жестких сроков профессионализации, все это позволяет надеяться на то, что где-то на рубеже 2010-2012 годов украинская армия уйдет от внешнего облика и внутреннего контекста той советской армии.



Андрей Шарый: Какова сейчас численность украинской армии?



Валентин Бадрак: 245 тысяч. К 2011 году в планах иметь порядка 143 тысяч армию, при этом иметь 116 тысяч военнослужащих. Задачи и функции армии определены, армия стала намного прозрачнее, чем это было даже 4-5 лет тому назад. Издание, в том числе, в 2006 году впервые в Украине Белой книги армии как раз свидетельствует, во-первых, о значительных переменах, и во-вторых, четкой открытости, четкой постановке задач военным со стороны политического руководства государства.



Андрей Шарый: Украинские офицеры получают образование в российских высших военных учебных заведениях?



Валентин Бадрак: Насколько мне известно, нет.



Андрей Шарый: Планируется ли переход на технические стандарты НАТО? Ведь заметная часть советской оборонной промышленности располагалась на Украине, известно, что и судостроительная военная промышленность на Украине мощная - это Херсон и Николаев, всякие танковые предприятия - это Харьков и восточные области Украины, авиастроение. Антоновское конструкторское бюро и автомат Калашникова по-прежнему сохранятся? Или все-таки есть планы менять вооружение?



Валентин Бадрак: Ни эксперты, ни чиновники нынешней власти не прогнозируют каких-то проблемных ситуаций в оборонном комплексе. Это связано прежде всего с тем, что многие неверно трактуют вопрос технического перехода на стандарты НАТО. Ведь стандартизация касается абсолютно четко обозначенного количества систем вооружений и инфраструктуры. И это, по нашим подсчетам, порядка 5 процентов всего, что есть, скажем, из логистики, из технического обеспечения армии. В украинской армии даже натовского образца могут свободно использоваться, скажем, такие авиационные комплексы, как, например, Су-30, то есть какая-либо из версий самолетов Су-30. Также зенитно-ракетная система С-300 или С-400. То есть выбор вооружений будет осуществляться на основе открытых тендеров. Победителями будут прежде всего те государства и компании, которые предложат максимальное вовлечение украинских оборонных предприятий в процесс перевооружения украинской армии.



Андрей Шарый: Помню несколько трагедий и катастроф последних лет - это и авария во Львове, авиационная, когда упал самолет во время шоу, и взрывы на складах боеприпасов, и крымское вот это несчастье, когда украинская ракета сбила израильских пассажирский самолет. Вот с той поры произошли какие-то изменения в украинской армии, которые позволили бы повысить уровень безопасности и не допустить такого рода происшествий?



Валентин Бадрак: Во-первых, я хочу подчеркнуть, что происшествия на уровне 1999-2003 годов - это результат недоработок 5-10-летней давности. Изменения определенные произошли, стали подходы более жесткие, но полностью застраховаться, с одной стороны, от этого не может ни одна армия, а с другой стороны, украинская армия сегодня имеет, к сожалению, оборонный бюджет такой, который не позволяет провести техническое переоснащение, заменить, модернизировать инфраструктуру. Еще в течение определенного срока, я думаю, не менее чем 5-8 лет даже при значительном увеличении оборонного бюджета армия будет фактически зоной повышенного риска.



Андрей Шарый: Украина планирует как-то модернизировать свой Черноморский флот? Вы говорите о том, что бюджета не хватает, может ли страна рассчитывать только на скромное поддержание того парка кораблей, который есть сейчас?



Валентин Бадрак: Принятие решения в конце прошлого года по открытию программы создания национального корвета, в общем-то, свидетельствует о том, что Украина флот будет модернизировать. И военно-морские силы Украины, я думаю, по меньшей мере ядро этих сил, которое должны составлять 17-19 военных кораблей, оно должно измениться как раз на рубеже профессионализации армии, то есть где-то к 2011-2013 годам.



Андрей Шарый: Граница с Россией в военном отношении будет укрепляться, это предусмотрено новой военной доктриной Украины?



Валентин Бадрак: Я не знаю, какую интерпретацию в слово "укрепление" вы вкладываете, но я думаю, что то укрепление, которое предусмотрено, оно связано прежде всего с тем, чтобы ограничить потоки нелегальной миграции, наркоторговли и уменьшить риски от несанкционированного попадания малых вооружений на территорию Украины.


XS
SM
MD
LG