Ссылки для упрощенного доступа

Проблемы российской экономики обсуждались на Международном экономическом форуме в Петербурге


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Соколов.



Андрей Шароградский : Начнем с экономического форума в Петербурге. На линии прямого эфира наш специальный корреспондент Михаил Соколов.


Михаил, здравствуйте. Мы ждем от вас подробностей.



Михаил Соколов : Добрый вечер. Сегодня на форуме обсуждались российские проблемы, проблемы российской экономики. На пленарном заседании в центре внимания оказался министр финансов Алексей Кудрин. Он в своем выступлении и в дальнейших комментариях как бы углублял программу вице-премьера Дмитрия Медведева, которого многие считают потенциальным кандидатом на пост президента России. Углублял пропаганды антиинфляционных мер. Министр финансов обычно очень осторожный политически, а тут прямо заявил - правительство не имеет право делать ошибок, но оно их делает. Алексей Кудрин, считает, что снижение темпов экономического роста с 10 до 5 процентов, которое может сохраниться и в ближайшие три года, связано с тем, что недостаточно нейтрализуются нетрудовые нефтяные сверхдоходы. Цены растут. От этого, в первую очередь, страдают бедные. Дорогим остается кредит для предпринимателей. Отсюда недостаточно инвестиций. Вот и рост замедляется. В общем, отстаивая жесткую финансовую политику, Алексей Кудрин выступал как настоящий политик.



Алексей Кудрин : Кроме профессионализма, понимания того, от чего это зависит, что, например, я, к сожалению, вижу только в других странах. Китай проводит более жесткую финансовую политику, и не только сдерживает курс юаня, но и снижает инфляцию. Тоже делает Норвегия, тоже делает ближайший наш друг Казахстан в этой же ситуации, в такой же зависимости своей экономики от нефти. Нам тоже надо это сделать. Это одна часть профессиональная.


Президент в этом смысле поддерживает эту задачу. Он ее выдвинул, как прирост государственных расходов только на основе прироста ВВП, а не за счет нефтедолларов. Это нужно выполнить политически такое указание. Кроме того, конечно, надо разъяснять и более широким слоям, которые формируют политические платформы в стране. Это тоже очень важно. Я считаю, что разъяснение такое политики является очень непростой задачей для таких стран, как наша. Нам ближе норвежская модель в части управления экономикой. Сегодня были представлены австралийская и мексиканская.



Михаил Соколов : Какая вам нравится?



Алексей Кудрин : Тут выбор был простой.



Михаил Соколов : Естественно, что Алексей Кудрин за австралийскую модель с низкой инфляцией, высокой социальной защитой, когда сырьевой экспорт модернизировал экономику и укрепилась стабильная демократия, а не за мексиканскую с растущим экспортом нефти, нерешенностью социальных проблем. Поэтому он против увеличения государственных расходов от этих нефтедолларов.


Впрочем, есть и другие мнения. Так соратник министра экономического развития Германа Грефа Андрей Клепач резко критиковал Кудрина и требовал немедленных вложений в разнообразные инфраструктуры - вложения, естественно, государственных средств. А самую знакомую модель развития - раскулачивание - неожиданно сегодня пропагандировал, видимо, пришедший в себя после отставки своего шефа Владимира Устинова, заместитель Генерального прокурора России Колесников Владимир Ильич.



Владимир Колесников : 12 семей страны присвоили 92 процента собственности, а это около 7 процентов населения. А всем остальным - все остальное. Число миллиардеров в нашей стране достигло 44 человек! Совокупное состояние этих людей почти в полтора раза превышает доходную часть бюджета 2005 года и в пять раз нынешние размеры стабилизационного фонда! Однако бедному ничуть не лучше оттого, чтобы наши олигархи вошли в список 500 богатейших людей мира, а их огромные, свободные средства могут быть использованы для подкупа.



Михаил Соколов : Владимир Колесников не только разжигал социальную рознь, но он договорился до того, что предложил изменить Конституцию, а Совету безопасности предоставить право надзирать не только за силовыми ведомствами, но и за судами. В общем, пугал инвесторов, но, к счастью, при полупустом зале уже на одной из секций.


Вот на этом фоне министр обороны России Сергей Иванов, который тоже выступал на форуме, и тоже считается потенциальным преемником Путина, зачитавший доклад о российском военно-промышленном комплексе, рассуждавший о подъеме оборонки во вполне либеральных терминах, ястребом уже не кажется. Тем более, что он предлагает привлекать в сферу оборонной промышленности частный, в том числе иностранный капитал, и не видит никаких политических проблем для участия военно-промышленного комплекса в масштабных совместных российско-американских проектах. В Петербурге Иванов вполне себя чувствовал, как рыба в воде среди либералов, и никаких выступлений против них не устраивал.



XS
SM
MD
LG