Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Александр Гостев и Михаил Саленков.
Кирилл Кобрин: Северная Корея только что провела испытания семи ракет среднего и дальнего радиуса действия - шесть ракет были запущены на рассвете среды по местному времени, к концу дня появились сообщения о запуске седьмой ракеты. По крайней мере, одна из испытанных ракет теоретически способна достичь территории США. В связи с северокорейскими испытаниями Токио и Вашингтон потребовали экстренного созыва Совета безопасности ООН. Москва уже назвала действия Пхеньяна провокацией.
Александр Гостев: Ни один из запусков нельзя назвать удачным. Все северокорейские ракеты практически сразу сбились с курса и, пролетев не более 500 километров, упали в Японском море примерно через 10 минут после старта. По информации командования Управления береговой обороны Японии, с первой секунды испытаний наблюдавшего за траекторией полетов, наибольший интерес вызвал последний утренний запуск - шестой, баллистической ракеты «Тэпходон-2», способной, пока - лишь в теории - поражать цели на территории Соединенных Штатов. Эта ракета продержалась на заданном курсе не более минуты. Тип и дальность полета седьмой ракеты, запущенной КНДР вечером, неизвестны.
Российский Тихоокеанский флот пристально следил за испытаниями северокорейских ракет. Говорит начальник штаба Вооруженных сил России Юрий Балуевский.
Юрий Балуевский: Вы знаете, существует система предупреждения о ракетном нападении. Да, ракеты были запущены, сейчас проходит оценка их. Но какого класса - это я могу узнать, лишь получив данные контроля тех средств технических, которые имеются на оснащении российских вооруженных сил.
Александр Гостев: Официальный Пхеньян уже заявил, что осуществленные испытания - суверенное право Корейской Народно-Демократической республики, которая не нарушает никаких международных соглашений. В сентябре 2002 года КНДР продлила мораторий на испытания ракет дальнего радиуса действия, введенный годом ранее.
Мировое сообщество бурно отреагировало на северокорейские ракетные испытания. Первыми прозвучали голоса представителей стран тихоокеанского региона. Вот что сказал премьер-министр Австралии Джон Хауард.
Джон Хауард: Не имеют значения мотивы, которыми руководствуется Пхеньян. То, что он сделал, - провокация, нарушение взятых им на себя обязательств. Действия КНДР должны быть осуждены всеми - так несомненно и случится.
Александр Гостев: А вот заявление секретаря японского кабинета Синзё Абэ.
Синзе Абэ: С точки зрения национальной безопасности Японии, с точки зрения безопасности всего региона, учитывая договор о нераспространении оружия массового поражения, - действия КНДР стали очень серьезной проблемой. Она провела испытания - несмотря на неоднократные предупреждения других государств. Мы выражаем самый решительный протест.
Александр Гостев: По просьбе Японии и США в среду в Нью-Йорке на экстренное заседание для обсуждения действий КНДР соберется Совет безопасности ООН.
Россия назвала запуск северокорейских ракет провокацией Пхеньяна. Вот что заявил представитель российского МИДа Михаил Камынин.
Михаил Камынин: Мы сейчас изучаем эту информацию и ждем уже конкретных данных, куда упали запущенные Северной Кореей ракеты. Мы выражаем сожаление, что Северная Корея нарушила мораторий и произвела запуск. Такого рода действия однозначно не способствуют укреплению стабильности и взаимопонимания в регионе. Сегодня соберется Совет безопасности, на котором будет рассмотрена ситуация в связи с ракетными испытаниями Северной Кореи.
Александр Гостев: Сказал представитель российского МИДа.
Кирилл Кобрин: Вслед за реакцией Министерства иностранных дел России северокорейские испытания обсудили и в Государственной Думе. В Комитете по международным делам запуск ракет назвали "вызовом международному сообществу и излишней демонстрацией силы". Отдельные депутаты обращают внимание, что у КНДР как государства нет гарантий собственной безопасности, и предлагают России ей эти гарантии предоставить.
Михаил Саленков: Глава Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев, комментируя ситуацию с испытаниями баллистических ракет Северной Кореей, в первую очередь обратил внимание на закрытость северокорейской ядерной программы. "Мы не знаем, есть ли у КНДР ядерное оружия, а главное - неизвестно, в каких целях разрабатываются средства его доставки - те ракеты, которые были опробованы сегодня", - заявил Косачев.
Константин Косачев: То, что эти испытания прошли в непосредственной близости от российских границ, и то, что они закончились падением одной или нескольких ракет недалеко от одного из крупных российских городов, естественно, вызывает крайнюю озабоченность России. Это неприемлемо, это недопустимо, это очевидная провокация со стороны северокорейских властей в условиях, когда идет крайне непростой диалог вокруг северокорейской ядерной программы, в условиях, когда страны "шестерки" пытаются возобновить процесс консультаций. Нынешние испытания - очевидный вызов международному сообществу, попытка демонстрации военной силы, которая излишня и которая, безусловно, нуждается в самом серьезном обсуждении, а может быть, даже и осуждении на уровне Совета безопасности ООН.
Михаил Саленков: В заседании Совета безопасности примет участие и Россия, добавил Константин Косачев. По его словам, сейчас в Думе ждут ответа экспертов на вопрос, случайно упала северокорейская ракета недалеко от российского берега или траектория полета и место падения было запланировано изначально.
Константин Косачев: Если окажется, что это было расчетное место падения ракеты, то это просто-напросто скандал. Такого рода испытания Россия в непосредственной близости от своих границ не может принять ни от какого государства, включая Северную Корею.
Сергей Саленков: А депутат Алексей Митрофанов реакцию российского Министерства иностранных дел и коллег по Думе назвал истеричной. Северная Корея и ее руководство, объяснил Митрофанов, сегодня не могут чувствовать себя в безопасности. Потому приходится демонстрировать свои разработки в области оружия.
Алексей Митрофанов: Я вам скажу, когда в 1998 году корейцы испытали эту ракету, я знал об этом за сутки, потому что был комитет по геополитике, который работал в этом направлении. А сейчас мы даже на уровне МИДа ничего не знаем. И я хочу сказать, что корейская сторона во многом права. У нее нет гарантий безопасности в мире, поэтому она сама решает свои вопросы. Если бы Россия предоставила им гарантии безопасности, то они бы могли не разрабатывать это дело. Но у них нет гарантий безопасности, они сами решают свои вопросы.
Михаил Саленков: Такова реакция российских парламентариев на испытания Северной Кореей баллистических ракет дальнего радиуса действия.