Ссылки для упрощенного доступа

Благотворительность в современной России


Татьяна Вольтская, Санкт-Петербург: Международный благотворительный фонд имени Дмитрия Лихачева совместно с Петербургским центром развития некоммерческих организаций готовит к публикации сборник "Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования". В сборнике среди прочих материалов - опросы, из которых следует, что 90 процентов опрошенных приветствуют благотворительность. Еще 15 лет назад большинство людей относилось к ней подозрительно. Советская власть привыкла быть сама единоличной подательницей благ, а благотворительность, в основе которой справедливо виделось христианское милосердие, отметалась как буржуазный пережиток. В 1929-м году специальным указом церкви запрещалось заниматься благотворительностью, и это в стране с развитой системой благотворительных институтов и благотворительной политики. До революции в России были законы, направленные на развитие благотворительности – поощрения и прямые субсидии в адрес благотворительных институтов, за счет которых существовали приюты для стариков и детей, больницы, учебные заведения. Известны целые семьи благотворителей, например, знаменитые князья Тенишевы, учредившие в Петербурге Тенишевское училище, а в Смоленской губернии - школы рукоделия для крестьян. Благотворителями были купцы Солдатенковы, Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы, существовали крупные благотворительные общества государственного масштаба, например, ведомство императрицы Марии, занимавшееся попечением о детях. Все это исчезло в эпоху социализма. В начале 90-х годов благотворительность начала возрождаться. Процесс был непростой – говорит сотрудник фонда имени Дмитрия Лихачева Олег Лейкинд:

Олег Лейкинд: Советский человек уже не воспринимал благотворительность как должное, потому что как бы ему положено...

Татьяна Вольтская: Но в последние десятилетия благотворительность развивается. Благодаря примеру западных фондов, в первую очередь - Фонда Сороса, появились фонды местного сообщества, например, фонд Тольятти, фонд Тюмени с программами для всего города, активно развивается идея корпоративной благотворительности.

Олег Лейкинд: Частная благотворительность зависит исключительно от желания и решения одного человека, и она непредсказуема. В корпорации есть совет директоров, корпорация стремится к системной благотворительности, чтобы была отдача для развития бизнеса - благотворительность работает на имидж, сплочение команды. Такой принцип: корпорация ведет какую-то благотворительную программу и рассылается всем сотрудникам информация, что если вы пожертвуете рубль, корпорация на это пожертвует 10.

Татьяна Вольтская: И все же, как бы благотворительность ни развивалась, это свободная форма социальной активности, не упраздняющая обязательств государства.

XS
SM
MD
LG