Ссылки для упрощенного доступа

Судебная реформа в России под угрозой срыва


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова

Андрей Шарый: Судебная реформа в России под угрозой срыва. Такое заявление сделал сегодня известный российский юрист, судья в отставке, профессор Института экономики, политики и права Сергей Пашин. Независимость судей только декларируется, на деле же власть постоянно пытается ими манипулировать. Наиболее яркий пример, считает Пашин, досрочное лишение полномочий судьи Московского городского суда Ольги Кудешкиной. Она публично заявила, что на нее оказывают давление представители Генеральной прокуратуры и глава Московского городского суда Ольга Егорова. Над темой работала корреспондент Свободы Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Профессор Сергей Пашин сам когда-то был судьей московского городского суда. История досрочного лишения полномочий Ольги Кудешкиной очень ему близка, ему тоже запретили заниматься судебной деятельностью за критику начальства. Сергей Пашин говорит, что в судах европейских стран такое невозможно в принципе, там судью могут уволить лишь за взяточничество или если докажут, что он педофил. Ольга Кудешкина не просто критиковала начальство, она говорила, что на нее оказывается давление.

Сергей Пашин: Полномочия судьи Кудешкиной прекращены за то, что она подвергла порядки, существующие в Московском городском суде и внутри судебной системы, жесткой критике. При этом она ссылалась на собственный опыт общения с председателем суда Ольгой Александровной Егоровой, которая, по версии Ольги Борисовны Кудешкиной, пыталась оказать, реализуя заказ Генеральной прокуратуры, воздействие на судью на рассмотрении ею уголовного дела Зайцева. Это был следователь по достаточно знаменитому, известному делу "Трех китов". Кудешкина, и это ей вменено, подвергла судебную систему критике, сказав, что граждане не могут быть уверены в том, что их дело будет рассматривать справедливый судья, что суды сплошь и рядом стали инструментом в руках председателя суда, который выясняет степень зависимости каждого из судей и при поступлении тех или иных дел, соответственно, распределяет дела. С точки зрения квалификационной коллегии судей, эти заявления умаляют авторитет судебной власти и являются ложными, надуманными и, что меня особенно удивляет, в двух местах квалификационная коллегия заявляет, что ущерб, нанесенный выступлениями судьи Кудешкиной, непоправим. С сожалением констатирую, что судебная система, и до того достаточно закрытая, с помощью создания подобного рода прецедента, преследование судьи за критику, а это не единственный случай, это способ сделать судебную систему закрытой, упрочить эту закрытость и по сути вывести из критики руководство судебной системы. По сути речь идет о свертывании судебной реформы, поскольку, если система закрытая, это скорее всего признак тоталитаризма, а вовсе не демократического государства.

Любовь Чижова: История с Ольгой Кудешкиной далеко не первая и не последняя. По словам Сергея Пашина, в России очень много принципиальных судей, которые, по разным причинам, вступают в конфликт с руководством и правоохранительными органами. Но, к его сожалению, чаще всего судьи на стороне власти, а не обычных граждан, и об этом говорит хотя бы тот факт, что 40 процентов оправдательных приговоров, которые выносятся российскими судами, впоследствии ими же и обжалуются.

И еще один пример того, как судами через представителей власти манипулируют представители крупного бизнеса. Москвич Николай Куприянов, внук известного художника Николая Куприянова, отказался покидать мемориальную квартиру своего деда, в которой хранилась коллекция его работ. Официально дом нуждался в реставрации, которую собиралась производить фирма "Городской дом", одна из структур бизнесмена Кахи Бендукидзе. Строптивый художник стал требовать письменных гарантий того, что дом не снесут и мемориальную квартиру его деда, как это предписывает закон, не тронут. И тогда в отношении него завели уголовное дело. Говорит адвокат Николая Куприянова Анна Паничева.

Анна Паничева: В орбиту уголовного процесса вовлечены люди, которые не должны были бы быть туда вовлечены. Но дело Куприянова интересно тем, что он наиболее безупречен не только среди всех моих подзащитных, а вообще среди тех уголовных дел, которыми я занимаюсь уже много десятилетий. Человек по своему образу жизни, воспитанию, образованию, он не должен был бы быть ни потерпевшим, ни подсудимым, ни обвиняемым. По роду своих занятий Николай Куприянов не понимал всего величия и ужаса Кахи Бендукидзе, с кем он связался. И хотя тот с ним даже встречался после того, как Николай стал писать многочисленные жалобы, Николай Куприянов, так он и не понял и не отступил, и стоял на своем. Когда не удалось его сломить, против Николая Куприянова возбудили уголовное дело. Это было сделать трудно, но это сделали. Сразу проблема была решена. Жалобы Николай Куприянов писать перестал, ему уже нужно было отбиваться от обвинения. И с декабря 2002 года это дело находилось в Хамовническом суде, на полном серьезе разбирались с тем, что он совершил мошенничество, что он похитил вот эту коллекцию предметов своего дедушки. Это было совершенно безумное обвинение. Сразу просматривался заказной характер дела. Но через полтора года, когда нам удалось объяснить судье, что нет признаков преступления, суд задумался, что делать, и не вынес оправдательный приговор, а взял некоторый перерыв после того, как выступил Николай в судебном заседании, ну, суд ушел и вынес постановление о возвращении дела на доследование.

Любовь Чижова: В итоге, сейчас дом, который находится в квартале от Кремля, снесен, художник Куприянов живет в жилье для переселенцев. Квартиру в элитном доме, который строится на месте старого, он скорее всего не получит и мемориальная квартира его деда, понятное дело, восстановлена не будет. А уголовное дело в отношении него не прекращают и, как считает Куприянов, только по одной причине - пока человек занят доказательствами своей невиновности в мошенничестве, ему некогда заниматься доказательством виновности и мошенничества строительной фирмы.

XS
SM
MD
LG