Ссылки для упрощенного доступа

"Соглашения Гора и Черномырдина" и обвинения Джорджа Буша-младшего - реакция Сената США и самого Виктора Черномырдина


Программу ведет Савик Шустер. В ней участвуют редактор Московской Редакции Радио Свобода Владимир Бабурин, побывавший на пресс-конференции бывшего премьер-министра России Виктора Черномырдина, и корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Ирина Лагунина.

Савик Шустер:

Бывший глава российского правительства Виктор Черномырдин вновь отверг обвинения в хищении средств МВФ, с которыми выступил кандидат на пост президента США от Республиканской Партии

Джордж Буш - младший. Слово Владимиру Бабурину:

Владимир Бабурин:

Виктор Черномырдин подтвердил, что намерен защищать свои честь и достоинство - его адвокаты готовят соответствующие документы, и в российский, и в американский суды, куда они будут отправлены в ближайшее время.

Виктор Черномырдин:

Для меня не существует, там - выборы, не выборы - причем здесь?.. Выборы у них, а причем здесь Черномырдин?! Мне это абсолютно, во-первых, не безразлично, и вообще выжидать там чего-то я не собираюсь...

Владимир Бабурин:

Черномырдин несколько раз подчеркнул, что его решение подать в суд не имеет никакого отношения к предвыборной кампании в США, и он будет продолжать процесс независимо от того, кем к тому времени будет Джордж Буш-младший - хоть Господом Богом! Отвечая на вопрос Радио Свобода, не получал ли он приглашения выступить в США по деятельности "Комиссии Гор - Черномырдин", бывший глава российского правительства сказал, что приглашения не получал, но если получит - поедет обязательно, будет готов выступить перед любой аудиторией и ответить на любые вопросы.

Виктор Черномырдин:

Перед любой аудиторией я готов отвечать. Мы уже это проходили, когда было это с "Бэнк оф Нью-Йорк", - посудите, та же тема, те же вопросы... Я как раз в гуще оказался, когда дело заваривали, прилетел туда. Говорят: "Не летите, а то попадете на самое острие". Я полетел и выступил перед солидными аудиториями. Или вот здесь я, ну задайте мне вопросы, скажите, с кем я могу встретиться и кому я должен объяснить, ну покажите этого человека, лететь никуда не надо, я здесь - у вас - все, объяснились. Ведь уже это было. Ну, я вам должен сказать, если уж вопрос такой заходит: надо же понимать, я не думаю, убежден, что и в США это понимают... Ведь МВФ сразу отреагировал, и как используются кредиты - есть механизмы разработанные, и нами, и до нас еще, и мы только воплощали эти механизмы... Вот он высказался и по Черномырдину... А если уж говорить точно, то младший Буш назвал кредит - 4 или 6 миллиардов, то Черномырдин тогда уже не работал в правительстве... Вот я как раз взял справочку: в 1999-м году компания "PriceWaterhouse Coopers" была привлечена Центробанком России для аудиторской проверки операций с кредитом МВФ и не обнаружила никаких данных, которые могли бы свидетельствовать о хищениях. Третье: ведь у нас здесь на постоянной основе работает миссия МВФ. Настолько все непросто, и все отслеживается, все, что положено, мы не имеем права отклоняться от тех условий, которые были определены, ведь они у нас в бюджете прописаны, в бюджете и в этом году они прописаны, и каждый год, другое дело, что не всегда получали...

Владимир Бабурин:

Однако, заметно, что Черномырдина явно раздражают публикации о коррупции в России и возбуждение уголовных дел за ее пределами по этому поводу.

Виктор Черномырдин:

Сейчас что-то много стало желающих что-то возбуждать, все у них что-то возбуждается, вдруг тоже - проснулись, возбудились, пусть возбуждаются, что касается кредитов и механизма распределения, или как... Расшумелись они, что там могут знать... Не знаю, кто там - тоже корреспонденты, или кто там это может делать... Это тоже бред. Мы такую жизнь прожили, начиная с 1992-го, 1993-го, 1994-го, и тогда ничего такого не было, Боже упаси, а это было самое страшное, а вы хотите, чтобы сейчас... Я считаю, что это так же несерьезно.

Владимир Бабурин:

Поэтому мне показалось логичным задать экс-премьеру такой вопрос: "Вы уверенно говорите о невозможности хищения средств МВФ. Международные финансовые организации жестко контролируют финансовые потоки, и понятна ваша реакция на обвинения в хищениях и коррупции, в том числе и в ваш адрес. Означает ли это то, что о проблемах коррупции, по крайней мере, в высших эшелонах власти России говорить не стоит"?

Виктор Черномырдин:

Нет, я так не утверждаю! Вы еще не вздумайте это приписать мне! Как это без коррупции?! Ну как это?! Была, к сожалению, есть. Самая большая беда наша... В каких эшелонах - мне трудно сказать, я эшелонами не занимался, никогда не мой вопрос был, но главное, чтобы бороться с этой бедой - это да. А основная борьба - это экономика, состояние экономики, чем быстрее будет улучшаться экономика, тем ... быстрее будут результаты. Я еще раз объясню принципиальный вопрос: господин Буш тоже на следующий или какой-то день, мне говорили, говорил что: "Хорошо, Черномырдин не брал из кредитов. Значит, из других брал". Хорошо, я ему тоже могу это сказать, могу даже конкретно - знаю, где он живет, в каком штате - могу такое ему влепить, пусть отмывается, только мне эта грязь не нужна, поэтому это все разговоры, а что касается коррупции - ну, беда, есть, надо с ней бороться. Самим исправлять.

Владимир Бабурин:

Также категорично экс-премьер России опроверг и слухи о том, что в 1995-м году он подписал некий секретный договор с Альбертом Гором, который позволил России продавать оружие Ирану. Эти слухи Черномырдин напрямую связал с предвыборной кампанией в США - он сказал: "Момента ждали".

Савик Шустер:

Как раз именно эта тема обсуждалась на слушаниях в Сенате США. Газета "Нью-Йорк Таймс" рассказала своим читателям о том, что Альберт Гор и Виктор Черномырдин подписали в 1995-м году некое соглашение по военному сотрудничеству между Россией и Ираном, и принцип такой: нынешняя американская администрация, возглавляемая президентом Биллом Клинтоном, согласилась с тем, что Россия поставит Ирану обычные виды вооружений, а за это ограничит свое ядерное сотрудничество с Тегераном. В прямом эфире корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Ирина Лагунина, которая присутствовала на слушаниях в Сенате. Ирина, какова позиция Сената на эту тему - было это соглашение, или не было соглашения?

Ирина Лагунина:

По поводу того, что соглашение было, споров быть не может по одной простой причине: газета "Нью-Йорк Таймс", а следом за ней "Вашингтон Пост" и "Вашингтон Таймс" опубликовали не только содержание этого соглашения, но и воспроизвели факсимиле этих документов. Поэтому Сенат обсуждает не то, было ли соглашение подписано, а то, что стоит за ним и конкретно - три пункта. Первый: накладывает ли соглашение, подписанное Альбертом Гором и Виктором Черномырдиным, определенные обязательства или ограничения на США. Если да, то оно еще в 1995-м году должно было быть представлено на одобрение и обсуждение Конгресса. Второе: представляет ли это соглашение угрозу национальным интересам США - республиканцы в Конгрессе говорят, что да, демократы - что нет, поскольку считают, что Россия не поставляет в рамках этого соглашения новейшие виды вооружений, и поэтому национальные интересы США не ущемлены. Третье: подпадают ли действия России во все эти годы и сейчас под закон 1992-го года. (Закон, инициатором которого был в свое время Альберт Гор, второй коспонсор - Джон Маккейн - предполагает ввод санкций против стран, которые поставляют оружие в регион Ирана и Ирака и тем самым нарушают военное равновесие в регионе). На этот вопрос пока однозначного ответа в Конгрессе не могут дать ни республиканцы, ни демократы, и дело экспертов - изучать, что конкретно было в соглашении, и что поставила Россия. Второй вопрос - нарушала Россия соглашение или нет. Демократы говорят, что Россия не нарушала соглашение 1995-го года, по крайней мере, в той части, что она обязалась не заключать новые соглашения с Ираном и их действительно не было, только выполнялись старые. Россия также обещала не продолжать поставки оружия Ирану после декабря 1999-го года, но она продолжает его поставлять и тем самым нарушает соглашение.

XS
SM
MD
LG