Ссылки для упрощенного доступа

Париж 1968 - Прага 2000, дети против отцов


Программу ведет Савик Шустер. В ней участвуют: корреспондент Радио Свобода Владимир Ведрашко, экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский, американский эксперт, профессор Стэнфордского университета Михаил Бернштам.

Савик Шустер:

"Наш мир не в продаже", - это скандировали демонстранты на улицах Праги, где проходит совещание МВФ и Всемирного Банка. Они протестуют против политики международных финансовых организаций. Мы озаглавили эту тему: "Париж 1968 - Прага 2000, дети против отцов". В чешской столице произошли столкновения полиции с участниками акций протеста. Несколько десятков человек получили ранения. За развитием событий на пражских улицах следил корреспондент Радио Свобода Владимир Ведрашко:

Владимир Ведрашко:

Картина достаточно сложная. Во вторник в половине шестого утра над городом стали летать полицейские вертолеты, и чувствовалось, что полиция намерена с самого начала взять ситуацию под контроль. Дворец Конгрессов, где проходит совещание, был с самого начала окружен очень плотными кордонами полиции и пройти туда было просто невозможно. Тем не менее, на дальних подступах к этому зданию уже стояли усиленные кордоны полиции с бронетранспортерами, водометами и другой соответствующей амуницией, и где-то примерно в 11, в 10 - 11 - 12 часов стали подходить демонстранты. Поначалу поведение их было очень мирным и даже все это напоминало карнавал или фестиваль, было люди одетые, непонятно - в карнавальные костюмы, или в защитную одежду, так как было заметно, что под разного цвета халатами находились какие-то амортизаторы. Явно люди опытные и уже прошедшие уличные бои в других городах. Противостояние продолжалось, наверное, пару часов, как бы мерялись силами.

Шеф полиции предупреждал демонстрантов о том, что им надо разойтись и упоминал главы чешских законов и чувствовалось, что если так будет продолжаться, то будет применена сила. Дело в том, что движение в городе в результате всего этого было практически парализовано. Я шел в студию пешком и подумал, что в Праге объявлен День Пешехода - очень редкие трамваи на отдельных линиях и невозможно поймать такси. Люди после работы пешком шли в самые отдаленные концы города. Все это создало ситуацию, когда возникает вопрос: если 11 тысяч полицейских готовились к этой ситуации в течение многих месяцев, и, по их оценкам, в городе всего 9 тысяч демонстрантов, так каким же образом этим демонстрантам, у которых нет ни вертолетов наблюдения, ни передовой техники, удалось дезорганизовать в значительной мере город. Что касается демонстрантов, то это только часть протестующих. В Праге в рамках Форума находятся представители 350 международных и интернациональных неправительственных организаций. У них есть свой информационный центр, где они распространяют свои листовки и воззвания, которые попадают и в Зал Конгрессов, то есть, с позицией неправительственных организаций и суть их протестов можно познакомиться. В суть этих проектов никак не входят уличные погромы, но видимо есть и другая часть - тысячи людей, которые предпочитают радикальные формы протеста.

Савик Шустер:

1968-й год в Париже дал нам организации без границ - "Врачи без границ", "Архитекторы без границ", и так далее. Что даст нам это движение, которое в принципе протестует против глобализации всемирной экономики, пока предсказать невозможно, как и тогда невозможно предсказать, к чему приведет это, как его называли тогда, "красное", даже очень красное движение. Тем временем в Пражском Дворце Конгрессов проходит совещание акционеров МВФ и Всемирного Банка. Рассказывает экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский:

Сергей Сенинский:

"Если не сейчас, то когда?" - Этот ответ главного экономиста Международного валютного фонда Майкла Муссы на вопрос о возможности совместных действий банков ведущих стран, чтобы поддержать курс единой европейской валюты, вполне можно считать прологом ко всем дискуссиям на ежегодной сессии МВФ и Всемирного банка. Новый исполнительный директор МВФ Хорст Кёллер:

Хорст Кёллер:

Три главных темы будут обсуждаться. Во-первых, прогноз развития мировой экономики. Во-вторых, меры по укреплению мировой финансовой системы. В-третьих, борьба с бедностью.

Сергей Сенинский:

Мировая экономика переживает период интенсивного роста, говорится в прогнозе МВФ - его темпы в нынешнем году составят 4,7% - на полпроцента выше, чем прогнозировалось всего несколько месяцев назад. Прогноз на следующие 5 лет - более 4-х процентов в год:

Дискуссии о будущем мировой финансовой системы открылись заявлением руководителей двух финансовых институтов о разделении сфер деятельности. Джеймс Вулфенсон, президент Всемирного банка:

Джеймс Вулфенсон:

МВФ сосредоточится на проблемах стабильности финансовой системы и экономического роста в мире, а Всемирный банк - на борьбе с бедностью и структурных реформах. При этом, разумеется, существующие механизмы нашего сотрудничества сохранятся.

Сергей Сенинский:

Распространение деятельности Фонда на сферы компетенции других организаций было одним из поводов для критики предыдущего исполнительного директора МВФ - Мишеля Камдессю. Новый директор Фонда Хорст Кёллер:

Хорст Кёллер:

Мое видение будущей деятельности МВФ основано на двух положениях: во-первых, необходимо учитывать глобальные перемены на мировых финансовых рынках и сосредоточить деятельность Фонда именно на важнейших его задачах. А во-вторых, работа МВФ должна стать частью общих усилий международного сообщества, направленных на то, чтобы преимущества глобализации отразились бы на всех.

Сергей Сенинский:

Деятельность МВФ, как можно предположить, станет в большей степени исходить из тех целей, которые провозглашались при учреждении Фонда - на Бреттон-Вудской конференции в 1944 году: поддержание стабильности валютных курсов для расширения международной торговли. Плюс к тому для предотвращения финансовых кризисов Фонд будет жестко требовать от своих участников соблюдения стандартов, прежде всего - в части информации о себе. В случае кризиса МВФ намерен обеспечивать той или иной стране лишь краткосрочную помощь, дальнейшее - в поле деятельности Всемирного банка. Речь в Праге также пойдет и о необходимости перераспределения голосов в МВФ - в пользу развивающихся стран. Цель некоторых из предлагаемых перемен в политике кредитования - сделать доступнее небольшие кредиты. Для остальных - чем больше сумма, тем выше процентная ставка, и, как правило, короче срок погашения. Это, прежде всего - в адрес тех развивающихся стран, которые не являются беднейшими. Чаще других называются Индонезия и Россия, два крупнейших заемщика МВФ. Джеймс Вулфенсон о некоторых уроках азиатского кризиса:

Джеймс Вулфенсон:

В периоды экономического роста необходимость проведения фундаментальных реформ, увы, становится менее очевидной. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы убедить правительства разных стран ни в коем случае не отказываться от реформирования национальных финансовых систем или социального обеспечения, не ослаблять борьбу с коррупцией. Но должен честно признать, что эта задача становится чрезвычайно трудновыполнимой, если экономика страны демонстрирует темпы роста в 6,7 или 8 процентов, и людям кажется, что необходимость реформ ослабевает:

Сергей Сенинский:

Кстати, 7-процентный экономический рост - это прогноз МВФ для России на нынешний год. И в совместном коммюнике министры финансов "Большой Семерки" всячески призывают Россию к проведению структурных реформ. Хорст Кёллер:

Хорст Кёллер:

Начало реализации программы, представленной правительством президента Путина, впечатляет и обнадеживает. Но если говорить, какой может быть новая политика МВФ по отношению к России, то теперь, как никогда раньше, мы будем обращать внимание на конкретные дела, не полагаясь просто на слова. Мы готовы обсуждать проблемы экономической политики с российскими представителями, но при этом должно быть четкое понимание, что мы хотели бы видеть конкретные дела и прогресс.

Сергей Сенинский:

Недостаточная помощь беднейшим странам мира - одна из двух главных тем большинства уличных протестов здесь, в Праге. Вторая - против капитализма и глобализации вообще. 4 года назад международные финансовые организации представили программу, согласно которой страны-кредиторы спишут - полностью или большей частью, долги 41 беднейшей страны мира, в основном, африканских и латиноамериканских. Сегодня в этой программе участвуют лишь 10 беднейших стран, и главы МВФ и Всемирного банка говорят, что до конца года их может стать лишь вдвое больше. О проблемах полного списания долгов - Джеймс Вулфенсон:

Джеймс Вулфенсон:

Нашей Ассоциации по международному развитию разные страны должны 70 миллиардов долларов. Теоретически, мы могли бы полностью их списать, ибо эти деньги мы сами не занимали, нам их предоставили кредиторы. Однако такое решение привело бы к резкому сокращению новых кредитов, ведь они почти наполовину составляются как раз из возвращаемых нам средств. Так что можно списать все старые долги, но при этом пришлось бы резко сократить новые. Я не могу пойти на такой шаг, пока наши кредиторы не согласятся удвоить свои взносы в бюджет Ассоциации по международному развитию.

Сергей Сенинский:

Все кредиторы собрались во вторник в Праге. Об их решении станет известно в четверг.

Савик Шустер:

В прямом эфире Радио Свобода из Калифорнии профессор Стэнфордского университета Михаил Бернштам. Профессор Бернштам, в 1968-м году молодые люди на улицах Парижа и других городов протестовали против своих отцов, потому что не верили в их замыслы. Трудно поверить сегодня в замыслы стабилизации финансовой системы в мире и принципы борьбы против бедности, и люди сегодня протестуют в Праге. Но чтобы понять, правильно ли они протестуют или нет, нужны какие-то конкретные моменты. Вот в документе министров финансов "Большой Семерки" есть раздел документа, посвященный России, там говорится, что в России экономическая реформа, в самом деле, на правильном пути и если так продолжать, то можно достигнуть настоящего экономического развития. Вас это убеждает?

Михаил Бернштам:

Нет, и сам МВФ в своем октябрьском, только что вышедшем полугодовом отчете как раз показывает, что в России политика МВФ приводит к стимулам, противоположным экономическому росту. Сейчас многие считают, и я с ними, в общем, согласен, что в значительной степени тот рост, который наблюдается в России, связан с внешними факторами - конъюнктурой мирового рынка, ростом цен на нефть и природные ресурсы, и люди просто еще не знают, как объяснить эту связь. Мне кажется, что эта связь может быть объяснена влиянием на неплатежи в России, а именно, когда поступает экспортная выручка, предприятия больше расплачиваются, ускоряется процесс платежей, ускоряется процесс работы финансовой системы и экономический рост. Могут быть и другие причины, но, во всяком случае, все признают, что это - кратковременное явление, и сам МВФ признает свои ошибки в течение последних 7,8 10 лет в экономической политике России.

Савик Шустер:

А насколько все эти ошибки могут быть обусловлены тем, что среди "Большой Семерки", которая превращается в политическую "Восьмерку" Россия - единственное сырьевое государство?

Михаил Бернштам:

Я полагаю, что это не совсем так - Англия, в общем - сырьевое государство, Канада - в достаточной степени сырьевое государство, и США, безусловно - сырьевое государство. Вы совершенно правы в том, что, будучи сырьевыми государствами эти страны не имеют довлеющего сырьевого сектора, то есть ресурсов у них относительно не меньше чем в России, но у них развиты производства с высокой добавленной стоимостью, высоко технологические производства, которые в России деградировали. Но Россия вообще в этой "Семерке" - очень странное существо, потому что валовый национальный продукт и национальный доход на душу населения во всех этих странах в пределах 20 тысяч долларов на человека а в России - по пересчетам покупательной способности - 7, то есть Россия в три раза беднее на душу населения, чем большинство этих стран, то есть, она как бы бедный член богатого клуба.

Савик Шустер:

А вот есть ли такая политика, или вообще она как-то осознается ли МВФ, Всемирным Банком, "Большой Финансовой Семеркой" - есть ли такая политика, кроме понижения налогов, (оно, конечно - очень броское, но мало кому среди населения понятная мера - как налоги не платили, так и не будут платить), но есть ли какая-то реальная мера, которая может убедить в том, что реформа в самом деле куда-то идет?

Михаил Бернштам:

Тут два вопроса, один: есть ли такая мера, которая может привести к устойчивому экономическому росту, что в свою очередь впоследствии убедит в том, что Россия на правильном пути. И другое дело, есть ли такая мера, которая сегодня убедит западные правительства и МВФ. На второй вопрос я отвечу отрицательно, по той простой причине, что МВФ и западные правительства находятся в интеллектуальной растерянности, они сделали все эти ошибки, идут вслепую по лабиринту и сами не знают, чего они хотят сейчас, если посмотреть последний полугодовой отчет МВФ, какие собственно меры они предлагают. Более того, МВФ задает вопрос, на который не отвечает. Он говорит: "Если произошла приватизация, которая привела не к улучшению производственных стимулов, а к их ухудшению, что нам теперь делать с этими приватизированными предприятиями? Ренационализировать их, или повторно приватизировать? Что делать - мы не знаем", - вот что говорит МВФ.

XS
SM
MD
LG