Ссылки для упрощенного доступа

"Единая Россия" приблизилась к церкви


Беспартийный лидер "Единой России" на рождественской службе в тверском селе Тургиново
Беспартийный лидер "Единой России" на рождественской службе в тверском селе Тургиново
17 сентября на специально созванной конференции планируется учредить Российский социально-консервативный союз – новую внутрипартийную структуру "Единой России". Цель этого образования – создание идеологии правящей партии.

Несколько дней назад заместитель секретаря президиума генсовета "Единой России" Юрий Шувалов заявил, что дальнейшее развитие страны связано с пробуждением православного сознания, присущего представителям и других традиционных религий. "Оно является не просто характеристикой веры, оно является объединяющим и формирующим нашу культуру, нашу идентичность", - сказал г-н Шувалов.

В Русской православной церкви, впрочем, не всем эта идея показалась внятной.

- Довольно странно слышать о том, что православие, которое в нашей культуре является прилагательным к существительному "христианство", как-то будет содержаться и в других религиях, - говорит авторитетный богослов, священник Александр Борисов. - Думаю, что здесь происходит смешение понятий. Православный - значит ортодоксальный. Мы знаем, что может быть ортодоксальный иудаизм, ортодоксальный марксизм. Так что когда мы говорим "православие", все-таки надо всегда подчеркивать "православное христианство", если это имеется в виду.

- Очевидно, все-таки имелось в виду это.

- Тогда не очень понятно, каким образом христианская духовность обязательно будет присутствовать, скажем, в исламе или буддизме. Конечно, нравственные заповеди "не убий", "не укради", "делай добро" и прочее присутствуют во всех мировых религиях. Но тогда так надо и сказать, а не называть это православием. Сказать, что общие религиозные ценности всех религий будут основанием дальнейшего строительства нашего государства России.

- Отец Александр, о чем это свидетельствует? Ведь так часто стали апеллировать именно к православной церкви кто ни попадя. Политики в том числе.

- Я думаю, здесь работает принцип "большевики-меньшевики". Помните эту реплику из старого фильма: "Ты за большевиков али за коммунистов?" Это говорили неграмотные люди, которые не понимали, что большевики – это те же коммунисты, которые на каком-то съезде оказались в большинстве. Так что это синонимы. Примерно то же самое происходит и здесь. Я боюсь, что о православии говорят люди, которые никогда не открывали Евангелие, которые не читали Библию, кто употребляет слово "духовность" как расхожий лозунг… Слишком, мне кажется, это бесцельное словоупотребление. И потом, нужно всегда помнить о том, что наше государство - светское, и поддержка любой религии или конфессии в ущерб другим снова приведет к тому, что какая-то религия станет государственной. А это будет означать "обмирщение" христианства, это плохая услуга. Это мы уже проходили в XIX – начале ХХ века и вызвало это, наоборот, отталкивание, причем не только образованной части общества, но и простого народа.

Можно говорить о том, что та или иная политическая партия поддерживает нравственные ценности, которые проповедуются, скажем, христианством, исламом, и другими, так сказать, мировыми религиями. В нравственных и этических установках мы все более-менее едины. Другое дело, как их начинаются толковать. Когда священную войну, скажем, против греха в своем сердце начинают толковать как священную войну против всех немусульман, неверных, вот тогда зарождается радикализм, который уже становится противоположным по своей практике той религии, из которой он вышел.

- Может ли так случиться, что церковные иерархи примут участие в создании этой новой структуры, и тогда они внесут какие-то коррективы в неловкие формулировки партийного функционера?

- Наверное, это было бы неплохо, но я еще раз подчеркиваю, что церковь должна быть отделена от государства, она не должна рассчитывать на особую поддержку государства за исключением, конечно, тех действий, которые направлены на помощь бедным, больным, детям, сиротам и так далее.

Обратим внимание на то, что Юрий Шувалов необходимость создания Социально-консервативного союза объяснил тем, что консервативная идея – это "идея будущего великой страны". Между тем, социальный консерватизм обществом сейчас уже не востребован, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин:

- Если говорить о правительстве, то оно предложило либеральным экономистам представить новый вариант развития страны. Если мы говорим о политическом векторе, то сейчас на уровне государства уже обсуждается вопрос о том, что, может быть, стоит вернуть выборы губернаторов, восстановить одномандатные округа, вернуть порядок выборов в Совет Федерации и так далее. То есть от консерватизма приходится уходить и в экономике, и в политике консерватизм вытесняют. Но, с другой стороны, есть партийные функционеры, которые уже связали свое имя с этой идеей, которым отказываться от нее невозможно. Я думаю, что это их инициатива. Причем этот социальный консерватизм помножить на религиозную идею, то у нас получится даже не Брежнев, а скорее сочетание Брежнева с Победоносцевым, одним из главных консервативных идеологов второй половины XIX века. Это все хорошо для дискуссии в своем кругу, где собираются люди, которые ругают "лихие 90-е", или те, кто хочет вернуться в 70-е, а кто-то, наверное, не прочь вернуться и в эпоху государя-императора Александра III. Но если говорить о самой этой идеологии, то она не вызывает эмоций. Ее очень трудно использовать в ходе выборов. Потому что если ты будешь говорить о социальном консерватизме, тебе в ответ будут говорить "у нас маленькие пенсии, а у вас высокая коррупция"… Поэтому я думаю, что это будет такой междусобойчик в "Единой России". Сомневаюсь, что это будет играть большую роль во время выборов.
XS
SM
MD
LG