Ссылки для упрощенного доступа

В МГУ прописаться нельзя


Главное здание Московского государственного университета
Главное здание Московского государственного университета
Преподаватели Московского государственного университета 20 ноября намерены выйти на митинг в центре столицы под лозунгом "Докричаться до президента". Они заявляют, что руководство вуза и городские власти не разрешают им приватизировать квартиры в корпусах главного здания МГУ. Руководство университета отказывается выдавать документы, подтверждающие их право на жилье. Как пояснили организаторы акции, таким образом они попытаются привлечь внимание к своей проблеме, поскольку десятки писем к властям остались без ответа.

В квартирах четырех угловых башен главного здания МГУ – это корпуса "К", "Л", "И" и "М" (сокращенно – КЛИМ) – живут преподаватели университета и их семьи. Они утверждают, что вуз предоставил им жилье по договору социального найма в обмен на прежние квартиры. В 1994 году по ходатайству ректората МГУ бывший мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о том, что квартиры в этих корпусах относятся к служебным помещениям, которые предоставляются на время работы в университете и не могут быть приватизированы. Летом нынешний мэр города Сергей Собянин отменил распоряжение Лужкова. Однако жители корпусов и сейчас не могут приватизировать квартиры, регистрировать в них новорожденных детей, супругов и родственников.

Аркадий Левин, заместитель председателя Совета жильцов КЛИМ, рассказал в интервью Радио Свобода о том, что вуз отказывается выдавать какие-либо документы, доказывающие их право на проживание:

– Жилищный отдел МГУ – это обычный ЖЭК. Раньше он выдавали копии ордеров, на основании которых люди живут в этих квартирах, копии финансово-лицевых счетов, договоров найма. В последнее время появилось условие: все эти документы выдаются только за подписью проректора по хозяйственной части МГУ господина Черняева. 80-летних стариков гоняли по 10 раз из корпуса в корпус, с этажа на этаж. Прошел год, но они так и не выдали ни одного документа. Люди попытались через суд добиться выдачи им документов – они есть у всех, но у многих хранятся в жилотделе. Однако руководство не выдает бумаг, именно потому что они – неоспоримое доказательство того, что все проделанное в этой сфере ректоратом МГУ за последние годы – абсолютная фальсификация и подлог.

Аркадий Левин пояснил, что в корпусах "К", "Л", "И", и "М" сейчас проживают около 500 человек. В качестве альтернативы руководство МГУ предлагало им переехать в дома, построенные неподалеку от университета, на условиях договора коммерческого найма. Однако и с этим предложением тоже не все гладко, говорит Аркадий Левин:

– Никто не хочет отсюда уезжать, большинство людей здесь прожили всю жизнь, например, академик пяти мировых академий, ветеран ВОВ, Владимир Фролов. Он десятки лет преподает в МГУ. Он был прописан в квартире один, но в какой-то момент обратился в ректорат МГУ с просьбой прописать дочку. Ему отказали, но предложили другую квартиру взамен. Он говорит: "Мне 82 года, как я буду переезжать?" В итоге он согласился, собрал вещи, взял документы, а в них написано, что ему предлагают переехать в другой жилой комплекс на условиях коммерческого найма на пять лет… Это было в 2005 году, с тех пор он так и живет среди коробок.

В Управлении социального и инфраструктурного обеспечения МГУ комментировать ситуацию отказались. В опубликованном на сайте Совета жильцов письме начальника управления Александра Черняева говорится, что архитектурный комплекс Московского государственного университета – памятник истории и культуры федерального значения, он находится под охраной государства, и "подлежит использованию исключительно по первоначальному назначению". Также в письме отмечается, что руководство вуза не собирается выселять преподавателей, а в целях защиты их жилищных прав, "совместно с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве принимает необходимые меры по разработке правового механизма предоставления жилых помещений заинтересованным лицам по договору социального найма с возможностью последующей приватизации".

Ситуацию комментирует адвокат группы компаний "Правовая защита" Артема Сидорова:

– Возникает масса вопросов по поводу статуса данного жилья: это служебное жилье, или оно предоставлено по договору социального найма? Если второе, то эти люди имели право приватизировать жилье, передавать его по наследству, либо отчуждать по сделкам. Но данная ситуация выгодна городу и МГУ: университет не хочет терять свой жилой фонд. Если квартиры освобождаются и их нельзя приватизировать, значит, жилье можно предоставить иному сотруднику, либо использовать по другому назначению. Однако тут нужно разбираться: признание помещения жилым, либо возвращение ему этого статуса не дает основание считать, что это был договор социального найма. Если квартиры отнесены к служебным жилым помещениям, то они не подлежат приватизации. В случае прекращения трудовых отношений работник и члены его семьи могут быть из квартиры выселены.
XS
SM
MD
LG