Ровно 50 лет назад один из создателей кибернетики Алан Тьюринг сказал, что умной можно будет назвать только ту машину, которая окажется способной отвечать на простые вопросы, вроде: «Кто победит на выборах?», «Что делать, если муж меня разлюбил?» —таким образом, что мы не поймем, имеем ли мы дело с человеком или искусственным интеллектом. Споря об этом, два компьютерных гения уже нашей эпохи — Рэймонд Крузвейл и Митчел Кэйпор, заключили пари. Первый утверждает, что в 2029-м году кибернетика сдаст экзамен Тьюринга, второй считает, что этого не произойдет никогда. До назначенной даты осталось всего 13 лет, а ученые и инженеры торопятся создать первую альтернативу человеку — робота.
На вопросы корреспондента Радио Свобода Ирины Савиновой отвечает профессор компьютерного отделения университета New Jersey Ратгерс Хаим Хёрш.
— Профессор, создание роботов — это серьезное занятие или игра?
— Это — и то, и другое. Серьезное занятие, но оно, вроде, и веселое занятие. Приведу пример: несколько месяцев назад ученые всего мира опять работали над созданием модели автомобиля-робота, который должен был самостоятельно проехать через пустыню по неизвестному заранее маршруту. В прошлом году робот смог покрыть только семь миль. В этом году победителем стала команда Стэнфордского университета в Калифорнии. Видели бы вы, как они забавлялись, работая над этой невероятно сложной технической задачей! Более простой пример: несколько лет назад компания Sony создала собаку-робота. И хотя компьютерная платформа, на которой собака была смоделирована, сугубо научная, собак-роботов заодно научили играть в футбол. Работающие над созданием роботов получают огромное удовольствие еще и потому, что сегодняшние роботы очень близки природе человека.
— Профессор, можно сказать, что робот — это компьютер?
— У робота две составляющие и одна из них — физическая, взаимодействующая с окружающей действительностью. Механизмов, которые взаимодействуют с окружающим миром, много. Простой термостат взаимодействует с окружающей средой, он измеряет температуру воздуха и или включает обогреватель или выключает. Но никакого оценивающего процесса за этим не стоит. В тех же механизмах, которые мы называем роботами, происходит дополнительный процесс между реакцией на окружающую действительность и действием — мыслительный, основанный на компьютерной вычислительной технологии. Так что компьютеры — часть роботов, но сами они не роботы. Нельзя себе представить, что в роботах сегодня или в будущем не будет компьютеров, потому что, определяя робота, мы говорим: «Робот действует в манере, типичной для человека, а человек использует компьютер для вычислений».
— Совершенно очевидно, что мы можем жить и без роботов, но их создают. Какова же их функция сегодня, и что они смогут делать в будущем?
— Роботы — это механические приспособления, взаимодействующие с окружающим миром таким же образом, как и люди. Посмотрим на посудомоечную машину. Она вроде функционирует как робот, моет вместо нас посуду, но отличие в том, что у робота есть другие качества, сближающие его поведение с поведением человека. Создание роботов для инвалидов — одна из разновидностей роботостроения. Мы называем это «ассистирующей, вспомогательной технологией». Задача таких роботов — выполнять работу по дому и другие задания, облегчая жизнь человеку в инвалидном кресле. Над созданием таких автоматов ученые работают уже сегодня, но таких роботов пока нет.
Другой пример: пылесос, знакомый многим под названием «Румба». Это простейший робот, по форме похожий на летающую тарелку, он самостоятельно передвигается по комнате и собирает пыль. Это типичный пример роботостроения на службе массового рынка.
Гораздо более сложные роботы использует космическое агентство НАСА. Есть функции, которыми нельзя руководить с Земли, потому на борту космических кораблей установлены роботы, корректирующие, например, курс полета. После 11-го сентября на раскопках развалин зданий Всемирного центра работали роботы. Оснащенные видеокамерами, они могли проникать в недоступные для человека места и опознавать в завалах останки погибших. И уже давным-давно роботы были заняты на сборочных линиях: мы прекрасно знаем, как выглядит искусственная рука. Все это — примеры того, как используют роботов сегодня и как их хотели бы использовать в будущем.
— Так какое же будущее ожидает роботов?
— Предугадать будущее для любой новой технологии очень трудно. Представьте себе первые самолеты братьев Райт, созданные ими для одного пассажира, и современные авиалайнеры, перевозящие сотни пассажиров и тонны грузов по всей планете. Но, как я уже говорил, самой перспективной кажется вспомогательная функция роботов. Скажем, автомобиль, который будет ездить сам. Столько аварий на дорогах, что создание водителя-робота — очень важная задача. Но на вопрос, какое будущее у роботов, нельзя ответить точно, как нельзя было ответить на вопрос, какое будущее ожидало самолет братьев Райт.
— Какое отношение роботы имеют к научной фантастике?
— Все наше отношение к роботам и их функциям сформировалось под воздействием научной фантастики, влияния Стивена Спилберга тут больше, чем ученых. Нам сразу Терминатор приходит на ум или какой-то другой персонаж, выглядящий крайне сложным технологически. Роботы же очень рудиментарны по сравнению с тем, какими себе их представляют люди, начитавшиеся фантастики. Многие думают, что робот и в самом деле будет выглядеть, как робот из кино. Но, создавая роботов, ученые не имеют ничего подобного в мыслях. Наша задача в том, чтобы разработать механизм, который будет выполнять — в характерной для человека манере — задания, которые мы, люди, не знаем, как выполнять.
— А можно создать робота-писателя или художника, то есть, робота-творца?
— Такая задача — прекрасная иллюстрация стоящих перед нами трудностей. Что делает человека разумным существом? Сознание и способность творить. У многих ученых, работающих над созданием роботов, есть мнение, что человек — существо, имеющее физическое воплощение, а раз есть физический механизм, который, например, двигает руками или пишет стихи, то этот механизм можно дублировать.
Правильнее было бы спросить: могут ли роботы иметь сознание, могут ли они задать себе вопрос, зачем они существуют? Только тогда мы можем увидеть в них наше отражение. Написаны некоторые успешные компьютерные программы, о которых можно сказать, что они в состоянии сделать робота в какой-то степени творцом, но в целом пока это нереально, вопрос остается открытым.
— С первых опусов научной фантастки, авторы пугали нас восстанием роботов. Это возможно? Могут роботы превратить нас в своих рабов?
— Ваш вопрос — пример того, насколько неверно люди понимают, что такое робот. Если вы — Стивен Спилберг, то ответ будет — да, роботы могут нас поработить, если вы — писатель, ответ такой же. Но чтобы такое произошло, роботостроение должно пойти настолько далеко вперед, что просто невозможно себе этого пока представить. Важно другое: изобретатели должны предвидеть все возможные последствия своих открытий. Все эти описания мира, который порабощают роботы, можно принять к сведению, но они очень далеки от научно предсказуемой действительности. Это равносильно тому, как если бы братья Райт предвидели, что самолеты будут использовать в качестве бомбардировщиков. Они никак не могли предвидеть такое применение их технологии. Однако сегодня ученым необходимо рассматривать все возможные сценарии. Любое изобретение можно использовать и с добрыми намерениями, и со злым умыслом.
Другое предположение, что механизм робота вдруг начнет работать неправильно, или что он будет запрограммирован таким образом, что будет действовать против людей, — тоже из мира научной фантастики. Программирование — тяжелый труд, но мы знаем, как программировать, и наши роботы делают только то, чего мы от них ожидаем.