Ссылки для упрощенного доступа

Психолог Ольга Маховская о трагедии в Вирджинии и системе адаптации эмигрантов в США


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие психолог Ольга Маховская.



Андрей Шарый: Содержание видеопослания студента Чо Сынг Ху позволяет психологам лучше понять мотивы, по которым он решился на совершение столь ужасного преступления. Московский психолог Ольга Маховская, член Международной ассоциации по гроскультурной психологии вместе с американскими коллегами проводила в США экспертизу системы адаптации мигрантов, в том числе и мигрантов из России. Ольгу Маховскую я попросил изучить доступные в открытых информационных источниках сведения о вирджинском убийце.



Ольга Маховская: У этого молодого человека, очевидно, клинические проблемы, запущенная параноидальная шизофрения. Я так думаю, зная, с какими проблемами сталкиваются мои коллеги-психологи, не могли отличать от каких-то национальных особенностей характера. Всегда трудно, когда приезжает мигрант, понять их странности – от их культурной специфики или это все-таки болезнь. И меня поражает, что этот юноша был неоднократно направляем для прохождения психологической, психиатрической экспертизы – и никогда не была выявлена болезнь. Хотя все признаки налицо: рваные тексты, непонятные, алогичные, это идея отношений бредовая, обращение ко всему человечеству и месть всему человечеству. Конечно, установить реальные причины этой акции по текстам невозможно, причину нужно искать вне этих текстов. Это уже признаки болезни.


К сожалению, есть типичная ситуация сложной адаптации детей эмигрантов. Их жизнь складывается порой трагически. Есть проблема второго поколения. Чо приехал в Америку 8-летним мальчиком, то есть основной заряд и мотивация развития этого ребенка складывалась в Корее. Надо понимать, что корейская культура – традиционная культура, где особое место и внимание уделяется мальчикам, они никогда не достигают такого уровня востребованности, авторитетности в Америке, где все построено на отношениях паритетности между полами. Я думаю, что вот этот конфликт между базовыми культурными нормами и теми, которые потом предлагались, невозможность реализовать амбицию личностную создает особый такой депрессивный фон для развития этих детей.


Это не только корейских эмигрантов касается, это касается и русских. Потому что русские тоже стреляются. 5 лет назад был ужасный случай в Саркменто, когда украинская диаспора жила себе тихо, и вдруг совершенно неожиданно тихий и спокойный эмигрант Николай Солтас расстрелял свою семью. Тоже искали причины только в психическом расстройстве, а на самом деле это производит впечатление такой замедленной бомбы. Детонатор – накопленное напряжение годами, невозможность его канализировать каким-то приемлемым с точки зрения данного человека образом.



Андрей Шарый: Америка – страна эмигрантов с традиционно сильным адаптационным механизмом для представителей разных культур. Собственно говоря, на этом Америка и основана. Вот этот случая с Вирджинским университетом – что это такое, это сбой этой системы? Это кто-то недосмотрел, просмотрел? Или такое будет всегда – это человеческая натура и здесь ничего не поделаешь с этим?



Ольга Маховская: Можно бросать камни в американское общество, но меня больше занимает убийство своих девочек маньяками здесь, на территории России. Да, скорее всего, это сбой системы. Потому что возможности для продвижения эмигрантов молодых очень большие в Америке. Всегда пугает статистика американская по убийствам и самоубийствам среди молодежи, она самая высокая в мире. Одна из причин – это, конечно, то, что оружие находится в доступе. Эта тема обсуждается, у нее есть свои плюсы и минусы. Конечно, не наличие оружия является причиной убийств и самоубийств, но это – подручное средство, оно доступно. И как только замысел формируется, в общем-то, чаще всего это совершается с помощью огнестрельного оружия, а не через повешение, выбрасывание из окна.


С точки зрения адаптации это сбой. Есть очень серьезный изъян у американской системы адаптации. Существует политика смешивания всех рас, и она – красивая метафора. На самом деле дети, потом подростки, молодые люди не справляются с тем конфликтом базовых норм, которые в них закладываются через семью, эмигрантскую семью (а родители приехали – они уже сформировавшиеся люди), и теми нормами, которые предлагает общество. Вот этот конфликт, он не проработан. Очень мало работ и по сравнению американской системы воспитания, социализации детей, и русской, в том числе. Корейцы тоже не на первом месте, потому что американцев больше волнует мексиканская эмиграция, афроамериканцы. Как всегда, исследования отстают от реальной практики.


Конечно, я уверена, что этот случай будет учтен, и обратят внимание на всех студентов, которые себя ведут странно, и будут назначены всякие психологические мероприятия, тренинги, как купировать, если подросток вышел из-под контроля, молодой человек начинает себя вести неадекватно, как изолировать его и не дать возможности произойти трагедии.



Андрей Шарый: Такого рода психологические заболевания каким-то образом подлежат диагностировке на ранней стадии? Возможно ли организовать такую систему тестов психологических студентов в этом кампусе, в Вирджинском университете? Это же большое учебное заведение, там 26 тысяч студентов.



Ольга Маховская: А зачем в массовом масштабе? В данном случае были указания и жалобы студенток на этого юношу, и на них не обратили внимание. То есть сама технология нарушалась. Если человек ведет себя агрессивно, неадекватно, является носителем всяких угроз сокурсникам, то, конечно, это повод для серьезных разборок и повод для того, чтобы обратить на него внимание. Проблема может решаться самым локальным образом.


XS
SM
MD
LG