Ссылки для упрощенного доступа

Бывший президент Австрии Курт Вальдхайм скончался в возрасте 88 лет в Вене


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.



Андрей Шарый: Бывший президент Австрии Курт Вальдхайм сегодня скончался в возрасте 88 лет в Вене. Он был избран президентом страны в 1986 году, несмотря на скандальные сведения о его участии во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии, и пробыл на своем посту до окончания срока. А перед этим целое десятилетие, с 1972 по 1982 год, Вальдхайм был генеральным секретарем ООН. О спорном политическом наследии этого политика мой коллега Андрей Шароградский расспрашивал международного обозревателя Радио Свобода Ефима Фиштейна.



Ефим Фиштейн: Как говорится, о покойниках или хорошо или ничего. В случае Курта Вальдхайма придерживаться этого принципа сложно. Период его пребывания на посту генсека – это именно то время, когда, в принципе, многое ставилось Курту Вальдхайму в заслугу. В частности, отмечают его готовность лично посещать очаги напряженности, которые в тогдашнем мире существовали, и было их немало. Он, в частности, посетил, скажем, Кипр сразу после турецкой оккупации и целый ряд других точек напряженности на Ближнем Востоке. Он фактически сделал это традицией, которой до него якобы не было, - лично обозревать места, где усиливается напряженность, где можно ожидать возникновения военного конфликта. В принципе, его пребывание на посту генсека, кроме того, не было омрачено какими-то особо звучными скандалами. Можно сказать, что это его пребывание на посту генсека в целом рассматривалось всеми как достаточно положительный опыт. Мне кажется, это ему и помогло стать впоследствии президентом Австрийской республики.



Андрей Шароградский: Можно ли говорить о том, что в это десятилетие Организация объединенных наций пользовалась наибольшим влиянием в своей истории. Или, может быть, это влияние, наоборот, стало исчезать в это время?



Ефим Фиштейн: Организация объединенных наций в это время находилась в кульминационной точке своего международного влияния и признания. Если сравнить эту ситуацию с нынешней, хотя такие фигуры генеральных секретарей, как Кофи Аннан, да и нынешний южнокорейский генеральный секретарь, в принципе, наверное, не хуже Курта Вальдхайма. Другое дело, что изменилась сама международная обстановка, и авторитет Организации объединенных наций сейчас значительно ниже, чем был в те годы. Не знаю, можно ли это ставить в заслугу лично Курту Вальдхайму.



Андрей Шароградский: Вальхайм покинул пост генерального секретаря ООН в 1982 году, а президентом Австрии он стал в 1986 году, несмотря на скандальные сведения о его участии во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии. Как ему удалось все-таки избраться президентом? И вообще, как получилось, что так долго эти сведения не были достоянием широкой общественности?



Ефим Фиштейн: Курт Вальдхайм – профессиональный дипломат. Он, собственно, начал свою дипломатическую карьеру в 1945 году, то есть практически сразу после того, как сдался в плане армиям западных союзников. Дело в том, что как раз относительно этого периода, последнего года войны существовали самые противоречивые сведения. В основном все опирались именно на то, что Курт Вальдхайм сам о себе поведал в своей автобиографии, а он утверждал, что последние годы войны провел в госпитале после серьезного ранения. Действительность была несколько иной. Тем не менее, Австрия никогда не была последовательно денацифицированным государством, что и позволяло людям с таким сомнительным прошлым занимать довольно видные места. Напомню, что Курт Вальдхайм был в прошлом и министром иностранных дел Австрии, и представителем, официальным посланником Австрии в Организации объединенных наций, а впоследствии и генеральным секретарем этой организации.


Я прекрасно помню избирательную кампанию, в результате которой Курт Вальдхайм был избран президентом Австрии. Дело в том, что именно в период этой избирательной кампании и стали достоянием общественности те сведения, которые опровергали его миф о том, что он провел последние годы войны в госпитале. Какой-то австрийский журналист раздобыл сведения о том, что Вальдхайм в последние годы войны участвовал в карательных операциях против партизан Тито. Сам Курт Вальдхайм оказался в неловкой ситуации, поскольку было доказано, что он не просто, как он утверждал, ничего не знал об этом, а прекрасно знал об этом, поскольку был награжден высшее немецкой наградой, именно за серьезность этой операции. Тем не менее, почему он был, несмотря на это прошлое, избран президентом Австрии, - австрийцы в каком-то смысле избрали его как раз назло окружающему миру. Я прекрасно помню плакаты его избирательной кампании под девизом: «А вот теперь-то именно мы его и изберем».


Это был жест австрийцев, как бы негодование тем, что окружающий мир воспринял его все-таки в каком-то смысле как преступника. Неслучайно он оказался в списке персон нон-грата, нежелательных лиц и не мог въехать практически не только в США, но и в ходе своего президентства, а оно длилось 6 лет, он не побывал ни в одной европейской стране. Он путешествовал в Ватикан, это правда, единственное государство Европы, которое его принимало. Но другие страны Европы фактически все время его не принимали. Это было очень трудное время для Австрии, для тогдашнего австрийского канцлера Франца Вроницкого. Прекрасно помню, как он говорил: «Или я – или он. Один из нас должен уйти». В результате все-таки и тот и другой оставались до самого конца. Курт Вальдхайм дослужил свой президентский срок. После чего исчез фактически и больше не появлялся на публике.


XS
SM
MD
LG