Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Тренин: Медведев считает, что его тестируют


Президент Медведев и президент Чавес на борту большого противолодочного корабля "Адмирал Чабаненко"
Президент Медведев и президент Чавес на борту большого противолодочного корабля "Адмирал Чабаненко"

Визит президента России в Латинскую Америку вместе с эскадрой военного флота был лишь одним из серии жестких сигналов, которые Москва послала Вашингтону сразу после избрания нового президента США. Заместитель директора Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин рассуждает о том, почему были посланы именно такие сигналы:


- Мы все помним, что во время «холодной войны» - по крайней мере, так считалось - советское Политбюро время от времени подвергало новых американских президентов, скажем, Кеннеди или Картера, каким-то тестам. Эти тесты должны были их лишить равновесия, загнать в неудобное положение и так далее. Мое впечатление, что президент Медведев сейчас считает: он оказался именно в такой позиции из-за действий Соединенных Штатов. Они на него как «на новенького» пошли Грузией, одновременно сцементировав соглашения по ПРО с Чехией и Польшей. В общем, подвергли его испытаниям. Многие высказывания Медведева, на мой взгляд, дают почву для такого впечатления.


- Кроме того, я думаю, что и последние события, и предпоследние убедили Путина и Медведева в том, что с американцами лучше по-плохому. По-хорошему с американцами, по мнению Кремля, не получается - они на хорошие вещи не реагируют, они их берут в карман, считают это само собой разумеющимся, а реагируют они только на силу, на опасность. Если, иными словами, вы хотите их выгнать со своего заднего двора, то вы должны «показать козу» в их заднем дворе, и тогда они, может быть, отступятся от вашего. Если вы просто будете им говорить, что нельзя вооружать Саакашвили, что нельзя попустительствовать Грузии, что нечего тянуть Украину в НАТО, они просто на вас не будут обращать внимания.


- На мой взгляд, было принято решение не давать новой администрации аванса. Она этот аванс не заслужила, с точки зрения Кремля. Обама ничем особенным пока себя не проявил с позитивной стороны на российском треке. Более того, он был замечен в «хвостизме» за Маккейном. После того, как началась война в Грузии, он существенно скорректировал в жестком направлении свои первоначальные заявления и фактически повторял слова Маккейна. Это не очень здесь поощряется. Мы помним, что госпожа Клинтон тоже сказала какие-то так или иначе обидные вещи или то, что можно рассматривать, как обидное, в отношении Путина. Он жестко отреагировал. Она также запнулась, по-моему, на фамилии Медведева, что тоже, по-моему, здесь не проходит бесследно. Так что, эту администрацию с распростертыми объятьями не ждут.


- Более того, считается, что эта администрация может сделать американскую политику в целом более привлекательной и более популярной в мире, что идет вразрез с «историческим направлением развития». Этому направлению развития, с точки зрения нынешней кремлевской идеологии, соответствовало бы избрание Маккейна. Тогда Америка бы еще на несколько делений просела, и это было бы то, что нужно. А если она будет подниматься на пару делений благодаря новому, энергичному, симпатичному Обаме, это не совсем то, что доктор прописал.


- Кремль стремится к какой-то стабилизации отношений, но на тех условиях, которые ему представляются разумными и справедливыми. Эти условия фактически были изложены Путиным в недавней речи в Санкт-Петербурге, где он говорил о параметрах европейского договора о безопасности, фактически сведя его к четырем позициям - никакого НАТО в странах СНГ, никаких американских баз в странах СНГ, никакой поддержки «антироссийским» режимам в странах СНГ, и никакого развертывания ПРО поблизости от российских границ. С точки зрения Кремля, это те вещи, которых абсолютно необходимо добиваться.


XS
SM
MD
LG