Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге проходит музыкальный фестиваль «Звезда по имени Баснер»


Программу ведет Ольга Писпанен. Гости в студии – вдова композитора Вениамина Баснера Луша Баснер и один из организаторов фестиваля «Звезда по имени Баснер», директор звукозаписывающей компании «Бомба-Питер» Олег Грабко.

Ольга Писпанен: Сегодня у нас в студии вдова композитора Вениамина Баснера Луша Баснер и директор звукозаписывающей компании «Бомба-Питер» Олег Грабко.

Вначале давайте послушаем репортаж на тему, которую будем сегодня обсуждать. В Петербурге с 8 по 20 января проходит музыкальный фестиваль «Звезда по имени Баснер» к 80-летию Вениамина Баснера. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Вениамин Баснер родился 1 января 1925 года. В 1949 году он окончил Ленинградскую консерваторию по классу скрипки. Сочинять музыку начал с 15 лет. В 1955 году стал лауреатом Международного конкурса композиторов в Варшаве. Его становлению помог Дмитрий Шостакович.

Вениамин Баснер создал 13 произведений для музыкального театра, три симфонии, два инструментальных концерта, пять квартетов, симфонические сюиты и вокальные циклы. Он написал музыку к ста кинофильмам. Среди трехсот его песен и романсов такие известные, как «Белой акции гроздья душистые...», «Это было недавно, это было давно», «С чего начинается Родина», «На всю оставшуюся жизнь», «На безымянной высоте». Эти песни знают и любят во всем мире.

В 2005 году Вениамину Баснеру исполнилось бы 80 лет. Фестиваль «Звезда по имени Баснер» проводит Союз концертных деятелей России, Петербургский Союз композиторов, Московский cоюз музыкантов, компания «Бомба-Питер», Фонд развития классической музыкальной культуры имени С.Юрока. В рамках фестиваля состоится мировая премьера симфонии номер 3 из сюиты для баса, гобоя, английского рожка, двух фаготов и фортепьяно Вениамина Баснера.

Сам композитор рассказывал, что однажды, возвращаясь из Ленинграда к себе домой в Репино, купил в букинистическом магазине сборник стихов Эмиля Верхарна 19-го года издания. И его захватили три поэмы, посвященные персонажам разных эпох – Афродите, Маргарите и Теруань. И вскоре стал складываться вокально-инструментальный цикл. Вокальную симфонию номер 3 «Любовь» исполняет Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии имени Шостаковича.

Всего в программе фестиваля шесть концертов, которые проходят в Большом и Малом залах Филармонии, во Всероссийском музее имени Пушкина, в Евангелическо-лютеранском соборе святых Петра и Павла, в Доме композиторов. В концертах принимают участие ведущие музыканты и исполнители академической музыки.

Кроме того, в эти дни в Доме композиторов открыта выставка «Вениамин Баснер» к 80-летию со дня рождения.

Закрытие фестиваля состоится 20 января в Театре эстрады имени Аркадия Райкина.

Ольга Писпанен: Олег, видимо, вопрос к вам, как к одному из организаторов этого фестиваля. В пресс-релизе пишется, что это прямо-таки уникальный фестиваль. В чем его уникальность, расскажите, пожалуйста.

Олег Грабко: Уникальность в том, что проходят несколько концертов на разных совершенно площадках. И мы пытались охватить разную музыку, ту, в которой работал Вениамин Ефимович, - это и камерные квартеты, это и симфоническая музыка, это и вокальные циклы. И очень много концертов будет проходить бесплатно.

Ольга Писпанен: Где? Давайте сразу расскажем.

Олег Грабко: Уже прошла замечательная премьера третьей симфонии Баснера в Большом зале Филармонии, дирижер Владимир Альтшулер. Сегодня вечером будет концерт на Мойке, 12, в Музее Пушкина. 14-го числа будет благотворительный концерт для ветеранов войны и блокадников на Невском проспекте, в Соборе Петра и Павла в 4 часа дня. И 15-го числа будет концерт в Доме композиторов, где будут представлены и квартеты Баснера – как раз диски со всеми квартетами Баснера выпустила наша компания к этому фестивалю, и будут опять же вокальные циклы. 16-го числа у нас будет концерт в Малом зале Филармонии, замечательный концерт с участием очень многих артистов. И я думаю, это наиболее интересное мероприятие с точки зрения открытий каких-то, потому что креативный как бы инициатор этого концерта Алексей Гриболь. И 20-го числа будет «Вечер Турбиных» в Театре эстрады. Будут петь тоже разные артисты замечательные, всем известные. Это будет романсовый вечер, немножко театрализованный, драматически-литературный.

Ольга Писпанен: Это как бы единичная акция, то есть впервые фестиваль проводится, или будет всегда?

Олег Грабко: Я не думаю, что он последний, дай Бог. Если говорить о нашей компании, то мы поддерживаем хорошую музыку, как современную, так и классическую. И поддержка петербургских композиторов - не единичная акция, и я думаю, что будет еще много поводов встречаться на площадках нашего города и устраивать какие-то замечательные фестивали. Потому что просто выпуск пластинок - это, конечно, замечательно, но это всего-навсего как бы архив музыки, которая записана, воспроизведена. А живая музыка, которая звучит с концертных площадок, она сегодня происходит, это такое сиюминутное явление, которое, в общем, достаточно интересно сейчас.

Ольга Писпанен: Луша, а тяжело было поднять народ для того, чтобы такой фестиваль организовать?

Луша Баснер: Да, я думаю, что любой фестиваль требует немалых усилий, особенно в наше время. И сама по себе идея фестиваля пришла уже год назад, потому как я уже готовилась к юбилею, к 80-летию. И у меня была договоренность со многими площадками города. Но имея такую поддержку и таких организаторов, как «Бомба-Питер», Олег Грабко, Эдуард Сорин и многие другие, нам это удалось, в общем, превратить в первый фестиваль под названием «Звезда по имени Баснер». И название не случайно, потому что с 1997 года планета 4267 носит имя Вениамина Баснера.

Ольга Писпанен: Интересно.

Сегодня очень много концертов идет на разных площадках, они разных форматов. Но вот очень мощный фестиваль, потому что проходит сразу на многих площадках и достаточно долго – там не три фестивальных дня обычных, а фестиваль, посвященный советскому композитору, пусть даже и мегаизвестному в советское время, достаточно, наверное, странно... Когда вы приходили к людям и говорили: «Давайте устроим этот фестиваль», - как они откликались?

Луша Баснер: Ну, почему? Это, в общем, не было странно.

Олег Грабко: Все откликались, потому что все помнят «С чего начинается Родина».

Луша Баснер: Все откликались, все объединялись, да. Конечно, массовый слушатель знает Вениамина Ефимовича по песням, по романсам, потому что у него более трехсот песен, музыка более чем к ста фильмам. Но, тем не менее, его творчество многогранно – это и 13 произведений театральных, многие помнят его оперетты и последний мюзикл «Еврейское счастье», премьера которого была в 1994 году, это симфонии, это камерно-инструментальные, камерно-вокальные сочинения.

Ольга Писпанен: А как вы считаете, почему сегодня так возродилось, воспылало опять любовью к советской эстраде все население России? То есть бесконечные «Старые песни о главном», «Новые песни о старом» и так далее. Появляются новые радиостанции в формате советской песни, советской мелодии. Как вы думаете, почему?

Луша Баснер: Мне кажется, что за последнее десятилетие, наверное, все-таки люди устали слышать песни без стихов, без текста, без мелодий. И этот возврат... все истинное, наверное, все-таки возвращается.

Олег Грабко: Технический прогресс, я думаю, да, он бесконечен, но настоящее в музыке – это, конечно, мелодия, это душа, это поэзия. И я думаю, что здесь еще есть и вторая причина. Потому что люди, допустим, моего поколения, которые выросли на советских песнях, сейчас стали более взрослыми, и какая-то все-таки ностальгия по тем временам... не только по очередям за коврами и каким-то дефицитом, а именно по хорошей песне, хорошему какому-то времени, молодости, она все-таки возвращается. Поэтому ретро будет всегда. Я просто думаю, что каждое поколение должно оставить что-то такое, что потом эхом еще отзовется долго-долго, и, может быть, через какое-то время будет снова возвращаться.

Ольга Писпанен: Луша, хотелось бы у вас спросить. Сегодня, когда такой огромный бум любви к советской эстраде, песни перепеваются молодыми исполнителями, звучат несметное количество раз в радиоэфирах, на телеканалах, например, в западной стране вы бы уже давным-давно были миллионером, просто потому, что вам бы капала копеечка с каждого использования этого материала вашего мужа. Сегодня вы имеете какой-то доход с того, что используются материалы Вениамина Баснера?

Луша Баснер: Да, безусловно, конечно. Российское авторское общество, оно следит...

Ольга Писпанен: Оно действительно отслеживает это все?

Луша Баснер: Отслеживает, да. И я очень даже благодарна. То есть особенно это ощущается, скажем, в последние годы, какой-то порядок.

Ольга Писпанен: А пиратство?

Луша Баснер: Ой! С этим сталкиваешься на каждом шагу.

Ольга Писпанен: Я думаю, вы, наверное, не раз видели какие-нибудь диски, изданные непонятно кем и когда.

Луша Баснер: Увы. И диски. И вот совсем недавно видела опять несколько записанных песен без обсуждения и без договоров.

Ольга Писпанен: То есть к вам не обращаются? Например, молодой исполнитель, «Фабрика звезд» та же самая перепевает огромное количество песен советских композиторов, их агенты обращаются к вам для того, чтобы испросить разрешения?

Луша Баснер: Да, бывает, что обращаются. И мы даже безвозмездно на это соглашаемся. Но бывают и очень грубые нарушения. Но я надеюсь, что сейчас...

Ольга Писпанен: Но все-таки, как правило, как это происходит?

Луша Баснер: Сейчас я просто вижу реальную работу Российского авторского общества. Будем надеяться, что с пиратством у нас как-то будет покончено.

Ольга Писпанен: Потому что даже в Петербурге сейчас идет несколько судов, на этой неделе, посвященных защите авторских прав. Посмотрим, что из этого получится.

У нас есть звонок от слушателя. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Это Дмитрий. Почему идет возрождение старых мелодий? Здесь, думаю, религиозная... Ведь творчество советских композиторов и поэтов глубоко религиозно – это важно. Ведь человек – социально и глубоко религиозное существо. А сейчас прошла реформация верований, и не совсем удачная. И люди вновь обратились в прошлое за традициями, наработками тех лет. Вот «С чего начинается Родина...» - это действительно шедевр. Уж не говоря про исполнителя – Бернеса – великий певец! Спасибо.

Ольга Писпанен: Луша, а вот Вениамин Ефимович был действительно мегазвездой по тем временам. А его узнавали на улицах? Он чувствовал ли себя действительно особенным совершенно человеком в этой советской стране?

Луша Баснер: Нет, я не думаю, что он себя чувствовал особенным. Он был по-настоящему глубоким и очень скромным человеком. Он никогда не популяризировал свое творчество. И вот в связи с этим я хотела бы сказать, что когда говорят, что Баснер был советским композитором, ну, скажем так, он не был только советским композитором, он был и российским композитором. Работая с развала... с величайшей, кстати, трагедии прошлого века – это развал Советского Союза, то есть с начала 90-х годов, когда действительно не было возможности записываться, очень многие исполнители испытывали трудности. То есть писалось огромное количество и песен, и романсов. Другое дело, что, может быть, киномузыки было написано меньше, поскольку был полный развал в киноиндустрии.

Ольга Писпанен: А как он вообще пережил этот момент?

Луша Баснер: Тяжело переживал. Но, тем не менее, он не отчаивался. В этот период был написан и мюзикл, симфония, писались песни, работал в кино с Геннадием Ивановичем Полокой. Правда, каждый фильм снимался от трех до пяти лет. Кстати, на нашем последнем, заключительном концерте – вечер в Доме Турбиных – у нас будут премьеры четырех песен и романсов.

Ольга Писпанен: Которые еще не знает публика?

Луша Баснер: Да, конечно.

Ольга Писпанен: То есть написанные как раз в этот период – с начала развала?

Луша Баснер: Да. И когда мы три года назад с компанией «Бомба-Питер», с Олегом Грабко выпускали двойной компакт-диск, два компакт-диска – это «Белой акции гроздья душистые» и «На всю оставшуюся жизнь» - песни о войне, то основной целью моей было – чтобы была издана, наконец-то, классика. То есть тот золотой фонд песен Баснера и известный, широкой аудитории он был недоступен. Потому что при жизни Вениамина Ефимовича, у него была только одна виниловая пластинка...

Ольга Писпанен: А почему же так получилось?

Луша Баснер: Вот так получилось, да.

Ольга Писпанен: Человек, чьи песни пела вся страна...

Луша Баснер: И у него не было ни аудиокассет, уж не говоря о CD.

Ольга Писпанен: А почему фирма грамзаписи «Мелодия» не записывала?

Луша Баснер: Записывала, то есть какие-то песни выпускались на отдельных, сборных пластинках, а по-настоящему большой песенный диск виниловый был только один, к сожалению.

Ольга Писпанен: Это было как-то связано с нежеланием властей или Союза композиторов? Почему так?

Луша Баснер: Нет, я думаю, что нет. Таких проблем не было. Дело в том, что все равно песни Вениамина Ефимовича, они были очень востребованы. Даже если брать все эти песни о войне, наиболее популярные, о Родине, они были написаны без пафоса, это же сплошная лирика.

Ольга Писпанен: Луша, Вениамин Ефимович считался ленинградским композитором, хотя родом не из Ленинграда. Я вчера смотрела некоторые публикации: очень многие журналисты того времени говорят о том, что именно ленинградским он был композитором. Он как-то себя приписывал к какому-то местечку? Он как-то себя определял в пространстве? Он соглашался с таким ярлыком, что Баснер, да, именно ленинградский композитор?

Луша Баснер: Да, безусловно.

Ольга Писпанен: И именно особо отличается...

Луша Баснер: Ну, я не думаю, что тут можно говорить об особенности. Потому что, скажем, были времена – это были 60-е – 70-е годы, когда Москва приглашала Вениамина Ефимовича переехать в столицу. Но он себя абсолютно ощущал ленинградским композитором. Он ощущал себя именно в Союзе композиторов города Ленинграда. Потому что мы знаем все некоторые особенности, к сожалению, противостояния между Москвой и Ленинградом, Петербургом, но это, к сожалению, проявляется не только, скажем, в музыкальной жизни, это и в науке... Хотя Вениамин Ефимович родился в Ярославле. И он очень нежно всегда относился к своей родине, мы там неоднократно бывали. В позапрошлом году на улице Республиканской – это центр города Ярославля – в том доме, где он родился, была открыта мемориальная доска.

Ольга Писпанен: А в Петербурге есть?

Луша Баснер: Мы надеемся, что, возможно, такое событие в этом году произойдет. Не будем торопить.

Ольга Писпанен: Олег, почему вы издаете, так скажем, некоммерческую музыку? Все-таки это ведь не коммерческая музыка.

Олег Грабко: Я бы не сказал, что она некоммерческая, потому что, в общем, компания наша существует больше 10 лет, и мы умудряемся просто продавать эту музыку. Это не так легко.

Ольга Писпанен: А как же вы тогда умудряетесь ее продавать?

Олег Грабко: Это наше ноу-хау. Но я всегда говорю, что легко продавать то, что легко. В общем, мы пытаемся как-то сохранить культурный слой музыкальный Петербурга, чтобы все-таки это все оставалось. Это касается и современной музыки, и вот сейчас джаз. Все-таки Питер – это была в свое время джазовая столица. Здесь какое-то и чувство патриотизма, и, в общем, это просто интересно делать и интересно этим заниматься. А коммерческая–некоммерческая – это все-таки вопрос, мне кажется, больше рекламы. Потому что вот то, что сейчас звучит по телевидению, по центральным каналам телевидения, это совершенно не та музыка, которую я могу называть музыкой. И мне совершенно не хочется участвовать во всем этом безобразии. Я уверен, что очень много людей разделяют мою точку зрения, и эти люди – наши потенциальные друзья и наши клиенты.

Ольга Писпанен: У нас есть звонок от слушателя. Здравствуйте.

Слушатель: Все здравствуйте. У меня коротко мнение и вопрос. Творчество, в том числе и песенное, впитавшее все самое лучшее, что было присуще в советское время нашему многонациональному народу, - это и величие духа, патриотизм, созидание, жертвенность, любовь, правдивость, чистота и так далее – все это будет всегда востребовано в мире. Без нравственных ценностей человечество просто вымрет. Песни перестройки общества на капиталистические рельсы воспитывают биороботов, не способных здраво мыслить. Не может нажива хозяйничать сегодня в мире – это катастрофа. И большое спасибо советской Родине за воспитание, в том числе, таких композиторов, как ваш муж. И вопрос. Где можно в Москве купить песенные записи вашего мужа? Спасибо. Лидия Ивановна из Москвы.

Олег Грабко: Наши диски, которые выпускает компания «Бомба-Питер», в Москве продает достаточно большое количество магазинов, ну, только легальных. Я могу сразу сказать, что на развалах и в ларьках вы вряд ли их обнаружите, поскольку все-таки ценовая категория наших дисков немножко выше, чем пиратские диски. Зайдите в центральные какие-нибудь магазины, на Арбате, или в магазины сети «Союз» - там наверняка должны быть вот эти два сборника, которые мы выпускали еще три года назад – это «Белой акции гроздья душистые...» Вениамина Баснера и «На всю оставшуюся жизнь». Буквально в декабре вышел двойной диск, который стоит по цене одного диска (это я указываю для дистрибьюторов) – все квартеты Вениамина Баснера.

Ольга Писпанен: Луша, почему Вениамин Ефимович так много писал песен о войне?

Луша Баснер: Видите ли, Вениамин Ефимович не был на войне, то есть не был на передовой, но войну абсолютно он ощутил. В 1943 году он был призван в ряды Советской Армии, и он, кстати, просился добровольцем на фронт, это совершенно ясно. И он попал в Ленинградское артиллерийское училище, которое было эвакуировано в Кострому. И проходя военную подготовку, он играл в свободное время на скрипочке. И там у них была такая армейская художественная самодеятельность. И однажды игру его на скрипке услышал начальник артиллерийского училища генерал Стеснягин. И он подошел, поблагодарил Вениамина Ефимовича, и сказал (буквально дословно), что «фашиста победим без тебя, ступай-ка ты в музыкальный взвод». И Вениамин Ефимович был определен в музыкальный взвод, где они давали различные концерты. Там он, кстати, освоил очень многие инструменты. Он делал аранжировки песен. И уже после окончания училища он вернулся вместе с ним в 1944 году в Ленинград.

И, конечно, все те потрясения от увиденного блокадного Ленинграда, они имели сильнейшее эмоциональное впечатление. Не зря потом уже, спустя годы, была написана музыка к фильму «Ленинградская симфония» - отсюда поэма об осажденном Ленинграде. Была написана симфония «Блокада». А первоначально писалось огромное количество музыки к четырехсерийному фильму «Блокада», за который он получил Государственную премию.

Ольга Писпанен: Большое спасибо.

Напомню, что в Петербурге до 20 января проходит музыкальный фестиваль к 80-летию Вениамина Баснера «Звезда по имени Баснер».

XS
SM
MD
LG