Ссылки для упрощенного доступа

Украина празднует годовщину «оранжевой революции»


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Владимир Ивахненко.

Арслан Саидов: Украина празднует годовщину «оранжевой революции». Как и год назад на главную площадь страны под оранжевыми флагами соберутся десятки тысяч украинцев, те, кто открыто выступил против фальсификации итогов президентских выборов, выдержавшие почти двухмесячный политический марафон на майдане. Несмотря на разногласия, сегодня вместе на Майдан придут и лидеры «оранжевой революции» Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Из Киева репортаж корреспондента Радио Свобода Владимира Ивахненко.

Владимир Ивахненко: На Майдане Незалежности, как и год назад, стоят палатки и полевые кухни. Они предусмотрены сценарием торжеств, приуроченных к годовщине революции. Вечером с оранжевой сцены выступят и Юлия Тимошенко, и Виктор Ющенко. Несмотря на возникшие между ними противоречия, соратники по революции договорились вместе выйти к народу. На главной площади страны, как ожидается, соберутся не менее двухсот тысяч человек. Большинство - те, кто участвовали в массовых акциях протеста осенью и зимой прошлого года. О том, что принесла Украине революция, говорит один из ее полевых командиров Тарас Стецькив.

Тарас Стецькив: На Украине, по сути, создана модерная украинская нация, гражданское общество, завоевана свобода слова. Люди абсолютно четко и внятно научились бороться за свои права. Были, конечно, и просчеты.

Владимир Ивахненко: Из-за допущенных правительством ошибок замедлился рост украинской экономики, низким остается уровень жизни населения, по-прежнему процветает коррупция. Для оппозиции минувший после революции год – время утраченных возможностей. Черной датой считает 22 ноября социал-демократ и один из самых непримиримых оппонентов нынешней власти Нестор Шуфрич.

Нестор Шуфрич: Никакой революции год назад не было. Был палаточный переворот, как это уже метко отмечают. И я думаю, что сегодня должен наступить момент ответственности, потому что Украина в кризисе. И мы сегодня однозначно видим, что эта команда, которая называет себя оранжевой, вывести страну из кризиса не в состоянии.

Владимир Ивахненко: Согласно последним опросам общественного мнения, более шестидесяти процентов украинцев разочарованы действиями оранжевой власти. В том, что скептические оценки преобладают, можно убедиться на улицах Киева.

Жительница Киева: Я не определила своего отношения, хотя на Майдане я пробыла все время и помогала людям, которые ставили палатки.

Жительница Киева: Наш президент, на кого мы надеялись, оказался слабохарактерным человеком и предателем.

Житель Киева: Отрицательно. Никакого результата революция не дала. Хотя бы стабильность была, а ее нет, и вряд ли стабильность будет.

Владимир Ивахненко: Так говорят прохожие на улицах украинской столицы спустя год после «оранжевой революции». Впрочем, сторонники президента призывают не спешить подводить итоги и напоминают, что программа Ющенко рассчитана на пять лет, на весь президентский срок.

Павло Мовчан: Я хочу сказать, что революция продолжается. Те изменения, на которые рассчитывал украинский народ, украинская нация, должны состояться. Победа президента еще не победа всех тех программ, которые были сформулированы на Майдане. Это длительная работа, и она не может измеряться одним годом или одной акцией.

Владимир Ивахненко: Считает депутат парламентской фракции Украинской народной партии Павло Мовчан.

Арслан Саидов: Политические итоги прошедшего года на Украине неоднозначны. Одни эксперты утверждают, что идеалы оранжевой революции полностью дискредитированы, другие, отмечая ошибки новых властей, указывают на произошедшие на Украине демократические преобразования. Об оценках деятельности власти. О возможности восстановления разрушенного союза президента Ющенко и бывшего премьера Тимашенко и уроках революции директор Киевского института проблем управления, историк, политолог Константин Бондаренко.

Владимир Ивахненко: Сегодня на Украине, спустя год после "оранжевой революции", говорят о разочаровании и предательстве идеалов Майдана. В чем, по вашему мнению, главные ошибки команды Виктора Ющенко?

Константин Бондаренко: Ошибок как таковых не было. Были убеждения этих людей. Эти люди воплощали свои убеждения. Они пытались строить государство не по принципам политической логики, а по принципам только им известной целесообразности. Это первое. Во-вторых, это то, что реально у людей, которые пришли к власти, не было ни единой команды, ни единой стратегии, ни единого видения того, что следует делать, куда следует двигаться. Главное для них было - это взять власть в свои руки. А как потом этой властью распорядиться, этого они, к сожалению, не знали. В-третьих, это были различные максималистские ошибки, которые очень часто вроде бы казались некими мелочами, но которые вызывали просто смех и подрывали авторитет новой власти, как то кадровые назначения, непродуманные, не просчитанные движения с галопа, с кавалерийского наскока в Европу и так далее и так далее.

Все это одномоментно начало разваливаться уже летом, когда оказалось, что в то время, когда президент, который разъезжает по миру, его ближайшее окружение пытается, грубо говоря, деребанить государство. После этого началось разочарование в новой власти.

Владимир Ивахненко: Одним из главных разочарований многие сторонники революции называют раскол "оранжевой команды". Возможно ли восстановление союза Тимошенко и Ющенко, и на каких условиях?

Константин Бондаренко: В команде не было никогда единства. Команда никогда не была едина, поэтому восстановить ее невозможно. Это люди, которые шли к власти, каждый понимал по-своему для чего ему нужна эта власть. Ющенко она нужна была, кажется, только для того, чтобы на своей визитке написать "Виктор Ющенко - президент Украины" и все. Юлии Тимошенко, скорее всего, власть была нужна, как некое средство возвращения потерянных капиталов и создание некоего нового бизнес-окружения, новой бизнес-среды. Для многих людей, которые находились в окружении Ющенко, Тимошенко и прочих, власть также была средством, так скажем, влияния на их положение в бизнесе. У каждого было свое представление о власти, у каждого были свои интересы. И в последнюю очередь они уже думали об идеалах Майдана. В первую очередь они думали о своих насущных проблемах. Вот и получается, что зачем восстанавливать нечто, что никогда не было единым.

Владимир Ивахненко: Несмотря на такой скептицизм, все же могли бы отметить какие-то позитивные изменения, которые произошли на Украине после бурных событий конца минувшего года?

Константин Бондаренко: Главное позитивное изменение - это то, что в Украине все-таки в большинстве граждан пробудилось чувство собственного достоинства, чувство понимания ценой собственного голоса. Когда счет во время выборов шел уже на десятые доли процента голосов, тогда каждый осознал, что от его голоса, от его активной позиции может зависеть будущее страны. Думаю, что это был главный урок для Украины, для украинского общества.

XS
SM
MD
LG