Кирилл Кобрин: Представители европейской тройки - Великобритания, Франция и Германия - заявили вчера о намерении созвать 2 февраля экстренное заседание Международного агентства по атомной энергии для обсуждения ядерной программы Ирана. Следующий шаг, видимо, - передача иранского ядерного досье на рассмотрение Совета безопасности ООН. Тем временем, власти Ирана вчера же выделили 215 миллионов долларов на строительство на юге страны двух новых ядерных реакторов. Запад по-прежнему опасается, что Тегеран намерен использовать ядерную энергию в военных целях. Над темой иранского ядерного досье работал мой коллега Александр Гостев.
Александр Гостев: В Лондоне вчера представители пяти постоянных членов Совета безопасности ООН - Великобритании, Франции, США, России и Китая, а также Германии - обсуждали возможные меры давления на Иран с целью заставить его прекратить возобновленные им исследования в ядерной области. Западные страны по-прежнему пытаются убедить Россию и Китай в необходимости передать иранский вопрос в Совет безопасности, что, скорее всего, повлечет за собой введение жестких международных санкций против Тегерана.
В поддержку предложений передать иранское ядерное досье на рассмотрение Совета безопасности высказываются также большинство лидеров и политиков стран Евросоюза. Вот, что, в частности, сказал глава внешнеполитического ведомства Бельгии Карел де Гюхт.
Карел де Гюхт: После двух лет безуспешных попыток международного сообщества урегулировать проблему на переговорах, Тегеран предпринял шаги, которые делают просто-напросто невозможным дальнейший диалог. Вот почему мы полагаем, что вопрос должен решаться на уровне Совета безопасности.
Александр Гостев: Еще раз напомню, что иранский вопрос стал одним из главных во время вчерашнего визита в Москву канцелра Германии Ангелы Меркель и ее переговоров с президентом России Владмиром Путиным. О реакции немецких политических кругов на развитие событий вокруг иранского ядерного досье, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.
Юрий Векслер: По мнению многих комментаторов в Германии, передача иранской проблемы на обсуждение в Совет безопасности - практически решенное дело. Об этом пишет сегодня, в частности, журнал „Шпигель“. В сегодняшнем интервью телеканалу ЦетДФ заместитель министра иностранных дел Германии Гернот Эрлер так охарактеризовал последние дипломатические консультации по Ирану в Лондоне.
Гернот Эрлер: Это было не просто, это были трудные переговоры. За одним столом были представители стран европейской тройки - США, России и Китая. Цель была - договориться о последующих шагах. В результате участники консультаций согласились, что мировое сообщество не может не реагировать на провокацию Ирана, возобновившего программу по обогащению урана, ведущую к возможности создания атомного оружия.Поэтому цель номер один - добиться возвращения Ирана к прежним договоренностям.
В результате все высказались за проведение специального заседания Совета управляющих МАГАТЭ, которое состоится, скорее всего, 2 февраля. Все участники обсуждения согласились также и с тем, что по поводу возможных решений МАГАТЭ и по поводу задач ООН в этой проблеме требуются дальнейшие консультации.Это указывает на неполное общее понимание того, что может быть целью резолюции МАГАТЭ. Для выработки ясного понимания последовательности действий требуется еще время.
Интересно, что параллельно в Москве на переговорах Ангелы Меркель с Владимиром Путиным эта тема была также подробно обсуждена. Там была достигнута важная договоренность о тесной согласованности шагов в решении иранской проблемы. Это очень важно, потому что если мировое сообщество не будет действовать в единстве, то тогда (это также общее мнение участников переговоров в Лондоне) практически нет шансов повлиять на иранскую политику.
Александр Гостев: Глава российского МИДа Сергей Лавров сегодня вновь заявил, что Москва надеется на возобновление переговоров Ирана с Европейским Союзом, если Тегеран возобновит мораторий на обогащение урана.
Сергей Лавров: Вопрос о санкциях как бы ставит телегу впереди лошади. Мы должны, прежде всего, сделать все возможное, чтобы в рамках МАГАТЭ профессионально на основе инспекций, которые в Иране осуществляются, получить максимум информации, которая позволила бы ответить на те вопросы, которые имелись в отношении прошлой ядерной программы Ирана.
Александр Гостев: Тем временем, в ответ на угрозу введения санкций стали звучать ответные заявления иранских политиков. Например, министр экономики и финансов Ирана Давуд Данеш-Джафари напомнил, что его страна, занимающая 4-е место в мире по добыче нефти, найдет, чем ответить Западу. Если Иран прекратит экспортировать нефть, цены на нее на мировых рынках могут превысить 100 долларов за баррель, сказал министр.