Ссылки для упрощенного доступа

В отношениях между ведущими европейскими государствами и Соединенными Штатами в последнее время наметилось явное потепление




Александр Гостев: В отношениях между ведущими европейскими государствами и Соединенными Штатами в последнее время наметилось явное потепление. Дальнейшему сближению, очевидно, способствует и общая позиция по вопросу об иранской ядерной программе. Над этой темой сегодня работал мой коллега Ефим Фиштейн.


Ефим Фиштейн: Сразу после начала военной операции в Ираке в отношениях между США, с одной стороны, и блоком Франция, Германия, с другой стороны, наступил период заметного охлаждения. Оба государства так называемой Старой Европы антисаддамовскую операцию осудили, хотя и с разной степенью резкости. Великобритания, напротив, в международной коалиции приняла самое действенное участие и в целом сохранила за собой репутацию наиболее последовательного и надежного союзника Америки. Со временем стало очевидно, что трансатлантические трения ничему и никому не помогли - ни скорому миру в Ираке, ни дееспособности Североатлантического оборонительного союза. То, что происходит в настоящее время, иначе чем исправлением ошибок не назовешь. И Франция, и Германия пытаются и риторикой, и конкретными действиями сгладить былые разногласия. Как этот процесс видится из Парижа? Об этом зарисовка нашего тамошнего корреспондента Семена Мирского.



Семен Мирский: Ось - Париж, Берлин, Москва - созданная Шираком, Шредером и Путиным после начала американской операции в Ираке, лопнула. Это убеждение разделяют сегодня все французские политические наблюдатели. Констатация факта неминуемо ставит вопрос о том, как партнеры бывшей антиамериканской коалиции заново отстраивают свои отношения с Вашингтоном.


Надо сказать, что президент Франции Ширак первым осознал ошибку и принял ряд конкретных мер, включая отправку французского посла в Багдад, теплый прием, оказанный в Париже Государственному секретарю США Кондолизе Райс, и отказ от антиамериканской риторики в своих публичных заявлениях. Очень интересен в этом отношении текст новогоднего послания Ширака, внешнеполитический раздел которого не содержит ставшего мантрой (заклинанием) призыва к перестройке системы международных отношений на мультиполярной основе. Надо ли пояснять, что выражение "мультиполярная модель" расшифровывается, как противовес модели, основанной на существовании в мире только одной сверхдержавы - США.


На эту тему размышляет, причем очень интересно, маститый комментатор парижской газеты "Монд" Андре Фонтен, перечисляющий только некоторые из козырных карт, которыми располагают США. Он называет, в частности, успехи в области научных исследований, военную мощь, рост населения, оставляющего далеко позади естественный прирост таких стареющих, по его словам, стран, какими являются Германия, Россия, Италия и Япония. Андре Фонтен цитирует бывшего советника президента Картера по вопросам национальной безопасности Збигнева Бжезинского, сказавшего: "Маловероятно, что какая-либо страна сможет в течение ближайшего поколения бросить вызов США, оспорив их право называться первой мировой державой". Андре Фонтен, комментатор левой французской газеты, отнюдь не отличающейся проамериканской направленностью, приходит к выводу, суть которого выражена в известной английской пословице: "Если не можете их победить, то постарайтесь стать их союзниками".



Ефим Фиштейн: В Германии на должность канцлера пришла прагматичная Ангела Меркель, которая и раньше давала понять, что во внешнюю политику своей страны намерена внести существенные коррективы - отношения с Америкой радикально улучшить, а отношения с Россией сделать наиболее стандартными. Я связался с немецким политологом, специалистом по трансатлантическим отношениям, доктором Ульрике Гюрот, чтобы спросить, как оценивает она недавний визит нового немецкого канцлера в Вашингтон.



Ульрика Гюрот: На мой взгляд, визит госпожи Меркель в США был исключительно успешным. Ей удалось вдохнуть в трансатлантические отношения новую жизнь. Они привнесла в эти отношения некоторую открытость и ясность, не избегая затрагивать и деликатные темы, такие как лагерь заключенных в Гуантанамо. Тем не менее, она сумела подать эту тему с таким тактом, что никто в Вашингтоне не счел ее тон агрессивным или оскорбительным. Точно также ей удалось затронуть и другие важнейшие темы современности, например, отношения с Россией или проблему Ирана. В Америке все были очень довольны тем, что над улучшением трансатлантических связей работает именно такой человек, как Ангелка Меркель.



Ефим Фиштейн: Многие обозреватели считают, что иранская проблема подвернулась как нельзя кстати. Она позволяет европейцам укреплять единство с Америкой на примере этой общей угрозы. Что об этом думает доктор Ульрике Гюрот из фонда Германа Маршалла.



Ульрике Гюрот: Иран - это образец проблемы, которую Европа в одиночку решить не может. Ей это не под силу. Нельзя не привлечь к ее решению Совет безопасности ООН. Нельзя обойтись без участия России и Китай, и в любом случае нельзя обойтись без участия США. Германия должна играть здесь роль посредника, что и делает с блеском госпожа Меркель. Она затрагивала иранскую тему в ходе своих переговоров с Владимиром Путиным, как и в ходе переговоров в Вашингтоне.


Вообще, Ангеле Меркель удалось развернуть германскую внешнюю политику по всем направлениям. Она вернула Германии ее исконную роль посредника. Это очень полезно и для самой Германии, и для Европы в целом. К иранской проблеме это имеет самое прямое отношение.



Ефим Фиштейн: Проблема ядерной программы Ирана наверняка будет разрешена не завтра. Поэтому можно смело предположить, что у государств континентальной Европы будет достаточно времени и оказий для радикального выправления отношений с Америкой.


XS
SM
MD
LG