Ссылки для упрощенного доступа

Выборы в Уганде омрачены давлением на оппозицию


Первые за четверть века всеобщие выборы в Уганде проходят на фоне роста коррупции и усиления влияния армии
Первые за четверть века всеобщие выборы в Уганде проходят на фоне роста коррупции и усиления влияния армии

В Уганде, впервые за последние 26 лет, проходят президентские и парламентские выборы. На пост президента баллотируются пять кандидатов, но главный соперник нынешнего главы государства Йовери Мусевени – лидер оппозиции Кизза Бесиджи, который в настоящее время находится под судом по обвинению в государственной измене и изнасиловании.
Судья дал разрешение отпустить Бесиджи под залог. Тем не менее, он остается под стражей, поскольку, помимо перечисленных гражданских обвинений, ему предъявлены другие, в военном суде – в терроризме и незаконном владении оружием.


По мнению некоторых наблюдателей, участие армии в преследовании лидера оппозиции указывает на ее растущую роль в окружении президента Мусевени. Сам Бесиджи и его сторонники отвергают все предъявленные обвинения и обвиняют президента в политических преследованиях.


По сообщениям, за порядком на выборах наблюдает около 12 тысяч армейских резервистов. За их ходом также следят тысячи независимых наблюдателей и правозащитников. Советники по проведению выборов из других стран Восточной Африки призвали армию не вмешиваться в ход голосования.


Растущая коррупция и запугивание оппозиции


Президент Йовери Мусевени еще не так давно был фаворитом западных правительств и ведущим образцом эффективного главы государства в Африке. Мусевени удалось оживить экономику страны после долгих лет диктатуры и упадка, привлечь к ней внимание западных инвесторов и добиться значительных успехов в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции. Во время своих визитов в Уганду президент США Джордж Буш и его предшественник Билл Клинтон не скупились на похвалы Мусевени.


В последнее время, однако, участились жалобы на растущую в стране коррупцию и усиление роли армии в борьбе с инакомыслием. Еще не так давно Мусевени, захвативший власть в результате военного переворота 20 лет назад, обещал не баллотироваться на выборах, однако позднее добился изменения соответствующей статьи конституции и выставил свою кандидатуру.


В редакционной статье, посвященной угандийским выборам, газета Washington Post сетует на то, что Мусевени может послужить дурным примером для нового поколения лидеров африканских стран. «Премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи и нигерийский президент Олусегун Обасанджо», пишет газета, тоже пообещали покинуть свои посты по завершении нынешних сроков, «но если Мусевени удастся остаться на посту и сохранить поддержку международных доноров и инвесторов, их решимость тоже может поколебаться».


По сообщениям, выборы проходят относительно спокойно, хотя последние стадии предвыборной кампании сопровождались вспышками насилия. Шансов на прямую победу лидеру оппозиции не дают, однако, по некоторым прогнозам, Бесиджи может помешать Мусевени набрать более 50 процентов голосов, после чего будет проведен повторный тур голосования.


В ходе кампании Бесиджи неоднократно жаловался на попытки устрашения и меры насилия со стороны армии и сторонников правительства. Кроме того, правительство запретило прессе обсуждать предъявленные Бесиджи судебные обвинение и угрожало закрытием газетам, которые нарушали этот запрет.


В свое время Бесиджи был личным врачом Мусевени, однако после того, как в 2001 году он безуспешно баллотировался против президента, отношения накалились, и Бесиджи был вынужден эмигрировать, опасаясь за свою жизнь.


США и Европейский Союз выразили беспокойство в связи с арестом Бесиджи и тем, как рассматривается в суде его дело.
XS
SM
MD
LG