Ссылки для упрощенного доступа

В Вашингтоне состоялась конференция американской "Национальной ассоциации океанических отраслей промышленности"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Андрей Шарый: Широкая энергетическая экспансия России в страны Европы и Азии и стремление российских властей использовать поставки нефти и газа в качестве инструментов политического влияния вызывает серьезную озабоченность западных стран. И озабоченность эта только возросла в связи с последними событиями вокруг проекта строительства североевропейского газопровода. В Вашингтоне состоялась очередная ежегодная конференция американской "Национальной ассоциации океанических отраслей промышленности" (National Ocean Industries Association), в которую входят крупнейшие нефте- и газодобывающие компании, работающие в прибрежном шельфе. На конференции с докладом, озаглавленным "Контроль нефтепроводов как инструмент политического влияния (на примере России)", выступил дипломатический редактор лондонской "Таймс" и частый эксперт программы "Время Свободы" Майкл Биньон. О проблемах, затронутых в его докладе, с ним беседует корреспондент Радио Свобода в Великобритании Наталья Голицына.



Наталья Голицына: Господин Биньон, согласны ли вы с раздающимися на Западе обвинениями в адрес России, что она использует свою нефтегазовую индустрию в качестве политического инструмента?



Майкл Биньон: Почти полностью согласен. Это очень умный способ усиления значимости российских стратегических ресурсов. В наше время правильно проложенный трубопровод и массированный экспорт нефти и газа играют в глобальной политике намного более значительную роль, чем военный ядерный арсенал.



Наталья Голицына: Один из докладчиков на конференции, в которой вы участвовали, назвал назначение Герхарда Шрёдера главой дочерней компании "Газпрома", курирующей строительство североевропейского газопровода, "пактом Путина-Шрёдера" и сравнил его с пактом Молотова-Риббентропа, позволившим Советскому Союзу оккупировать прибалтийские страны. Как вы полагаете, будет ли бывший германский канцлер способствовать распространению политического влияния России в странах, куда будет поставляться российский газ?



Майкл Биньон: Это то, что волнует сейчас многих в Западной Европе. Шрёдера очень резко критиковали за то, что он согласился на эту должность. Многие полагают, что это порождает серьезный конфликт интересов. Газета "Файненшл таймс" призвала его уйти в отставку, утверждая, что бывший канцлер Германии не может занимать эту должность, которая порождает конфликт между его лояльностью своей стране и лояльностью компании "Газпром", на которую он работает. Высказывается опасение, что, если североевропейский газопровод будет построен, Германия и большая часть Европы буду на 80 процентов зависеть от поставок российского газа.



Наталья Голицына: Заставит ли это Шрёдера уйти в отставку?



Майкл Биньон: Он получает огромную зарплату, а для Шрёдера деньги сейчас имеют очень большое значение. Он не делает тайны из того, что, не сделав состояния в качестве политика, хочет сделать его в качестве частного лица. Думаю, крайне маловероятно, что он уйдет в отставку. Скорее всего он сохранит эту должность, несмотря на резкую критику со стороны коллег по партии. Однако не думаю, что это его по-настоящему беспокоит.



Наталья Голицына: Какой вам представляется нынешняя энергетическая политика России?



Майкл Биньон: Думаю, что Путин довольно давно и проницательно сообразил, что для России сейчас очень важно установить контроль над ее огромным энергетическим потенциалом, который она может использовать в качестве политического инструмента для контроля над ее соседями и другими политическими силами. Проблема состоит не только в том, что Россия обладает огромными запасами нефти и газа и не в том, что другие крупные державы - Индия, Китай, Япония Америка - в огромной мере нуждаются в их поставках, но и в том, как эти ресурсы должны поставляться. И Россия поняла, что тот, кто контролирует трубопроводы, контролирует и политику соседних стран. Это вызвано тем, что, если вы контролируете трубопровод, то прочно связываете инфраструктуру других стран с вашей инфраструктурой на 50 лет. И если вы строите очень дорогостоящий трубопровод для поставок энергоресурсов в Китай или Японию, то тем самым эти страны на долгое время вынуждены будут зависеть от российской политики и российского образа действий. Главной движущей силой путинской политики последних двух лет была ренационализация энергетических ресурсов, чтобы установить государственный контроль над всеми ранее приватизированными крупными нефтяными компаниями вроде ЮКОСа. Кроме того, он стремится установить правительственный контроль или контроль "Газпрома" (что по существо одно и то же) над уже построенными или строящимися трубопроводами, по которым Россия поставляет свои энергоресурсы.



Наталья Голицына: Намерен ли Запад как-то противостоять этой энергетической политике Кремля?



Майкл Биньон: Западные страны оказываются в довольно затруднительном положении. Они осознают нежелательность зависимости от одного источника поставок энергоресурсов, но возникает вопрос, откуда им черпать свои энергоресурсы? Америка, например, не хочет чрезмерно зависеть от поставок нефти из стран Ближнего Востока, в частности, из Саудовской Аравии. Европа - ближайший торговый партнер России, у которой есть что предложить ей. И Европа не прочь это заполучить. Единственная реальная альтернатива такой зависимости - атомная энергия. И сейчас во многих европейских странах возникло возвратное движение к строительству АЭС.



Наталья Голицына: Не кажется ли вам, что, реализуя эту политику энергетической экспансии, Владимир Путин преследует далеко идущие личные цели, гарантирующие ему огромное политическое влияние и после того, как он уйдет с поста президента?



Майкл Биньон: Думаю, что многие понимают, что сейчас Кремль и "Газпром" - это синонимы. Существует распространенное мнение, что, когда Путин уйдет с поста президента, он возглавит "Газпром". А это, как многие уверяют, сейчас самая влиятельная должность в России. Тот факт, что государство стремится ренационализировать нефтедобывающую промышленность и приобрести полный контроль над "Газпромом" - крупнейшей в мире энергетической компанией - свидетельствует о том, что русские осознают, что будущее развитие их страны тесно связано с контролем использования и поставок энергоресурсов. А это сейчас как никогда важно для Кремля.


XS
SM
MD
LG