Ссылки для упрощенного доступа

Россия продолжает "винную войну" с Грузией и Молдавией


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Кирилл Кобрин: Экономические отношения между Россией и Грузией принесены в жертву политике. Так считает грузинский министр Каха Бендукидзе. По мнению официального Тбилиси, Москва ввела против Грузии экономические санкции. Сейчас в российской столице находятся министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили и группа руководителей винодельческих предприятий. Они пытаются провести переговоры с российскими коллегами о восстановлении импорта грузинского вина в Россию.



Олег Кусов: Представители грузинского бизнеса не рассматривают запрет на импорт вина в Россию в политической плоскости. Говорит глава Союза производителей грузинских вин Леван Коберидзе...



Леван Коберидзе: Грузия теперь лишилась основного экспортного рынка - России, куда, по последним данным, вот, 2005 года, было экспортировано всего около 85%, 50 миллионов бутылок. То есть это основная часть, скажем так, бутилированного вина, которое уходит на экспорт. Исходя из этого, данная ситуация, которая сейчас сложилась, лишает возможности развития рынка, во всяком случае, в данный конкретный момент. У нас в принципе очень многие, в первую очередь, журналисты это спрашивают: насколько мы рассматриваем, что это политический вопрос или нет и так далее, и тому подобное? Мы прямо хотим заявить насчет этого, что мы, представители бизнеса, мы не рассматриваем этот вопрос в политической плоскости, мы рассматриваем это, как что у российской стороны, у органов, которые контролируют эту отрасль, есть позиция, и мы, производители, вместе с государством должны решить эти проблемы.



Олег Кусов: Леван Коберидзе напомнил, что до последнего времени грузинское вино в России постоянно получало медали.



Леван Коберидзе: Мы на российском рынке уже очень-очень давно, скажем так, и для нас не понятна позиция, если исходить конкретно из нашей компании, например, GWS , "Тбилвино", "Телавский винный погреб" и так далее, вот почему конкретно приостановлен экспорт наших вин, вот конкретно почему мы страдаем. Если у кого-то есть определенные сомнения, понятное дело. Наши компании, которые берут очень-очень много медалей, призов на международных, российских конкурсах винных, дегустациях и так далее. То есть до 17 марта все было нормально. Если эти компании без проблем работали, продавали все очень хорошо, и потребитель был очень доволен, что вдруг произошло? Конкретно вот наши компании. Мы же страдаем, мы теряем деньги. Это бизнес, это же не игра.



Олег Кусов: Депутат Госдумы России Виктор Алкснис поддерживает решение о запрете ввоза грузинского вина из политических соображений.



Виктор Алкснис: Я уже не один раз заявлял об этом, в том числе с трибуны Государственной Думы, что нам необходимо приводить уровень наших экономических взаимоотношений с соседями, например, с республиками бывшего Советского Союза, в соответствие с уровнем политических отношений. Ситуация такова, что сегодня Россия субсидирует экономику Грузии, ну, по разным оценкам, до полутора миллиардов долларов в год. Это то, что Грузия получает от своих гастарбайтеров, которые находятся в России, а цифры там тоже очень интересные - из 5,5 миллионов человек населения Грузии 2,8 миллиона находятся за пределами Грузии на заработках, больше половины. Причем, одна из них находится в России. Каждый из них, соответственно, переводит в Грузию то, что они зарабатывают, ну, специально, чтобы кормить, действительно, свою семью, потому что там не прокормить. Кроме того, где-то около миллиарда долларов - это те товары, которые Грузия поставляет в Россию, и одним из основных предметом экспорта является именно вино. Поэтому я поддерживаю те меры, которые применяются сейчас в отношении грузинского вина. И это оказалось самым тяжелым ударом по экономике Грузии, мы это видим по реакции грузинского руководства, что даже ни одна из предыдущих мер России, в том числе даже введение визового обмена не оказало такого влияния на грузинское руководство, как именно отказ от поставок грузинского вина. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.



Олег Кусов: Кишинев потребовал созыва заседания экономического совета СНГ в связи с ситуацией вокруг запрета импорта в Россию молдавских вин. Рассказывает Анна Колчина…



Анна Колчина: «Прекращение импорта молдавских вин в Россию - результат политического недопонимания», - говорит чрезвычайный и полномочный посол Республики Молдова в России в 2005 году Владимир Цуркан.



Владимир Цуркан: Однозначно мы почувствовали, что эта проблема есть результат недопонимания, в первую очередь, политического. Во всяком случае, целый ряд депутатов, например, депутат Затулин, не скрывая ничего, сказал однозначно: это политическая ситуация и этот вопрос имеет чисто политический подтекст. То, что произошло в плане запрета поставок вина и запрета реализации вина, - это решение, которое, на наш взгляд, не имеет под собой никаких реальных оснований. Кроме заявления уважаемого нами господина Онищенко и последующих решений на основании этого заявления, мы никаких доказательств о том, что действительно молдавское вино является некачественным и оно опасно для здоровья российского потребителя, к сожалению, с 27 марта, с момента запрета, никаких подтверждений не по-лу-чи-ли, несмотря на неоднократные наши обращения, просьбы Молдовавиндепартамента, обращения нашего премьера в адрес господина Фрадкова. В то же время именно российские импортеры провели целый ряд перетестирования конкретных партий продукции. Поэтому мы и делаем вывод о том, что это запрет по надуманным мотивам и надеемся, что все-таки будут включены необходимые рычаги государственного влияния, существующие в Российской Федерации, которые в ближайшее время позволят эту проблему перевести из уровня политического на уровень чисто экспертных оценок.



Анна Колчина: «Запрет на поставки молдавского вина в Россию наносит урон не только нам, но и российской экономике, поскольку молдавское вино занимало около 50% винного рынка России», - заметил Владимир Цуркан. По его словам, сложившуюся ситуацию осложняет обеспокоенность качеством товара в ряде других государств, торгующих молдавскими винами. Он также отметил, что задолженность российских компаний по поставленной уже молдавской продукции составляет более 100 миллионов долларов.



Олег Кусов: Для Грузии запрет ввоза вин в Россию может в итоге сослужить хорошую службу. Говорит глава Союза производителей грузинских вин Леван Коберидзе...



Леван Коберидзе: Но в любом случае диверсификация бизнеса - это та задача, которая встала не в эти дни перед грузинскими бизнесменами, а мы насчет этого работали всегда. И, к примеру, можно сказать, что грузинские вина продаются более чем в 40 странах, как было отмечено. И мы, конечно, параллельно просто сейчас перебрасываем наши ресурсы на то, чтобы усилить активность на других рынках, в первую очередь, на которых мы сейчас продаем - СНГ, балтийские страны и так далее, и в том числе в другие, это будет Азия или Европа. Там на самом деле грузинские вина присутствуют, начиная с Великобритании, заканчивая Германией, США, Канада, Турция, Япония. То есть там настолько интерес больше, актуальнее стало грузинское вино. У нас получилось, грузинское вино, например, в той же самой Украине, Казахстане и так далее, в Прибалтике стало более актуальным, так что на самом деле получили обратный эффект.


XS
SM
MD
LG