Ссылки для упрощенного доступа

Буш и Блэр признали ошибки в Ираке


Продавец ковров у своей багдадской лавочки. При Саддаме изображение религиозных персонажей было запрещено
Продавец ковров у своей багдадской лавочки. При Саддаме изображение религиозных персонажей было запрещено

Президент Соединенных Штатов Джордж Буш и премьер-министр Великобритании Тони Блэр на совместной пресс-конференции в Белом доме признали, что Вашингтон и Лондон после начала военной операции в Ираке в 2003 году сталкиваются здесь с серьезными проблемами. Тем не менее, Буш и Блэр заявили, что американские и британские войска останутся в Ираке до тех пор, пока новое иракское правительство не возьмет в свои руки контроль над ситуацией в стране.


Совместная пресс-конференция Джорджа Буша и Тони Блэра состоялась после переговоров лидеров двух стран вечером в четверг. У двухдневного американо-британского саммита обширная программа. Это и Афганистан, и обсуждение мирного процесса на Ближнем Востоке в свете только что завершившегося визита в США израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта. Но главным приоритетом для лидеров двух стран, безусловно, является Ирак. В начале этой недели Тони Блэр совершил поездку в Ирак, во время которой встречался с новым премьером Нури Малики и ключевыми фигурами в его правительстве. Эта поездка, по словам Блэра, позволила ему еще раз убедиться в дееспособности нового иракского руководства, правильности решительных действий антисаддамовской коалиции, а также в том, что подготовка иракских сил безопасности приносит положительные плоды: «Беседуя в Ираке с нашими и с иракскими военными, я с интересом заметил, что культурные и национальные различия не мешают им успешно работать бок о бок над выполнением общей задачи. А задача состоит в том, чтобы помочь стране, бывшей под гнетом жестокой диктатуры, обрести права и свободы, воспринимаемые в США и в Соединенном Королевстве как должное».


Одной из главных новостей пресс-конференции стало признание Джорджем Бушем того, что иракская кампания проходит далеко не столь гладко, как ожидалось, и что после начала военной операции в 2003 году Вашингтон и Лондон сталкиваются здесь с серьезными проблемами. На просьбу журналистов уточнить, какие именно просчеты вызывают у него наибольшее сожаление, Буш ответил так: «Самая серьезная ошибка, которая до сих пор была допущена нами в Ираке, - это Абу-Грайб. Мы вынуждены расплачиваться за эту ошибку уже долгое время. Однако в отличие от того, что творилось в этой тюрьме при режиме Саддама Хусейна, в данном случае люди, виновные в издевательствах над заключенными, получили по заслугам. Их судили и они наказаны».


Президент добавил, что сожалеет о собственных громких заявлениях - когда он сразу после терактов 11 сентября 2001 года призывал поймать Усаму бин Ладена «живым или мертвым», а затем не раз употреблял слишком воинственную риторику, бросая вызов иракским террористам.


В свою очередь Тони Блэр признал, что обе страны существенно недооценили уровень подготовки инсургентов и степень их решимости сражаться с силами коалиции, а также широкое недовольство рядовых жителей Ирака по поводу иностранного вторжения.


Буш и Блэр снова подтвердили свое намерение вывести войска из Ирака - но только тогда, когда иракские силы смогут в полной мере взять на себя обеспечение безопасности в стране. Новый иракский премьер Нури Малики полагает, что этого можно ожидать к концу 2007 года.


Буш и Блэра затронули и проблему противостояния западных стран и Ирана, по-прежнему настаивающего на своем праве проводить исследования в ядерной области и обогащать уран для нужд электроэнергетики. Лидеры двух стран отвечали на вопросы, связанные с Ираном, весьма осторожно. Так, Буш дал понять, что если Тегеран откажется от агрессивных заявлений и свернет исследования в ядерной области, то Соединенные Штаты могут также пойти на компромисс. Однако инициатива в разрешении конфликта мирным путем, отметил президент США, должна исходить от иранских властей: «Иран покинул стол переговоров. Я полагаю, нам следует продолжить работу, чтобы у Тегерана сложилось ясное представление, что он рискует оказаться в полной изоляции. Одним из возможных путей является воздействие через Совет Безопасности ООН. Если Иран остановит производство обогащенного урана и допустит на свои ядерные объекты экспертов МАГАТЭ, если будет очевидно, что он действительно не обогащает уран, тогда мы будем говорить с иранским руководством, глядя вперед, - о стимулах».


Интересно, что как раз накануне встречи Джорджа Буша и Тони Блэра глава Международного агентства по атомной энергии Мохаммед аль-Барадей заявил, что Тегеран готов, как он выразился, «пойти на уступки».


Как ожидается, в конце следующей недели пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия вновь обменяются мнениями о ситуации вокруг ядерной программы Ирана. По сообщению госдепартамента США, эти переговоры пройдут в Лондоне на уровне глав внешнеполитических ведомств. А в конце этой недели свои консультации в Тегеране проведет секретарь Совета Безопасности России Игорь Иванов.


Сегодня визит премьер-министра Великобритании в США продолжится. Как передает корреспондент РС в Лондоне Наталья Голицына, Тони Блэр выступит с речью о международном положении в Джорджтаунском университете. Ожидается, что британский премьер затронет в ней проблему демократических ценностей и призовет к реформе важнейших международных организаций, таких как Совет Безопасности ООН и Международный валютный фонд, с тем, чтобы превратить их в институты, способные быстро и эффективно принимать решения по важнейшим международным проблемам и реагировать на вызовы XXI века. Комментируя визит Тони Блэра в США, британская печать подчеркивает значительное снижение уровня популярности обоих лидеров Буша и Блэра в своих странах. Именно этим комментаторы объясняют тот факт, что премьер-министр Великобритании и на этот раз вернется домой, не получив медаль Конгресса США, которой он был награжден за поддержку Америки после событий 11 сентября 2001 года.


XS
SM
MD
LG