Судебная тяжба индийской общины Великобритании, которая борется за легализацию ритуальных индуистских погребальных костров, стала одной из главных тем обсуждения в британских СМИ.
Два года назад городской совет Ньюкасла запретил главе Англо-азиатского общества дружбы Давендеру Гхаю совершить погребение по индуистскому обычаю, то есть сжечь тело родственника на погребальном костре на открытом воздухе. В министерстве юстиции на его жалобу ответили, что британский закон запрещает сжигание человеческих останков за пределами крематория. Тогда Гхай обратился в суд, который в ближайшее время должен вынести свое решение.
"Человек, — считает 70-летний Гхай, — должен жить и умирать согласно своей религии". Его адвокаты, однако, находят его требованию более светское обоснование, полагая, что отказ властей разрешить погребальные костры нарушает подписанную Великобританией Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Приверженцы индуизма убеждены, что погребальный костер наилучшим образом способствует отделению души от тела. Индийская община Британии, которая насчитывает не менее пятисот тысяч человек, волнуется и с нетерпением ждет решения суда. Но правительство уже заявило, что не планирует изменения закона о кремации. Надо сказать, что в самой Британии практика кремации очень долго встречала жесткое сопротивление церкви и государства. Ситуация начала меняться лишь в середине XIX века, причем самыми активными пропагандистами выступали британские чиновники в Индии.
В 1874 году в Лондоне было основано Общество кремации. Первым человеком, которого легально кремировали, стала Жаннет Пикерсгил — ее имя сохранилось в анналах британской истории. Только в 1930 году в Англии был принят Билль о кремации, который действует до сих пор.
В 2007 году в Британии были кремированы 72 процента умерших. Популярность кремации объясняется как высокой стоимостью помпезных викторианских похорон, заставляющей людей искать им более дешевую альтернативу, так и отсутствием свободных земельных участков под кладбища в условиях роста народонаселения. Однако сам ритуал похорон неразрывно связан с национальной культурной традицией. Подробнее об этом Радио Свобода рассказал известный британский социальный антрополог, профессор Даремского университета Дуглас Дейвис:
"Национальные культуры развивались параллельно с погребальными ритуалами. В Индии на протяжении нескольких тысяч лет естественной частью культуры были погребальные костры. В христианских же странах предпочитали захоронение в землю, поскольку это отвечало представлениям о похоронах Иисуса Христа. На первый взгляд, это может показаться странным, поскольку сам Иисус после смерти был помещен в пещеру. Тем не менее, в христианских странах захоронение в землю стало нормой.
Тот факт, что в конце XIX и начале ХХ веков в Британии стали использовать кремацию, можно частично объяснить влиянием индустриализации, то есть появлением необходимого оборудования. К середине 1960-х годов более половины умерших в Британии уже кремировались. И это стало важным показателем социальных изменений в британском обществе. Дальнейшие изменения погребальных ритуалов и способов захоронения вполне возможны. Правда, это более актуально для континентальной Европы, где в традиционно католических странах кремация была запрещена церковью вплоть до середины 1960-х годов. После этого мы наблюдаем заметный рост популярности кремации во Франции, Италии и особенно в Испании.
В земледельческих странах, где замедлен переход к индустриальному образу жизни, изменения в этой сфере происходят очень сложно и болезненно. Погребальные ритуалы имеют огромное значение в жизни людей, поскольку они помогают менять идентичность умершего. Ведь после смерти из живых существ мы становимся мертвецами. В одних обществах это означает переход в разряд предков, в других — вознесение на небо или в какое-то другое место в ожидании будущей новой жизни.
Все это имеет огромное значение для живущих. Так, смерть стариков — очень важная часть смены поколений, и погребальный ритуал подчеркивает наделение их детей новой персональной ответственностью. Кроме того, он помогает справиться с горем — это публичная процедура, которая помогает всем членам общества почувствовать и понять, что мы нужны друг другу в трудные минуты, в несчастье и горе".