Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.
Никита Татарский: Сегодня на Экономическом форуме в Санкт-Петербург российские и иностранные специалисты будут анализировать сильные и слабые стороны российской экономики. Один из основных вопросов – российский рубль как свободно конвертируемая валюта. На эту тему наш корреспондент побеседовал с главным экономистом инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Евгением Гавриленковым.
Михаил Саленков: В последние месяцы активно обсуждается тема «Рубль как свободно конвертируемая валюта», правительство активно работает над этим, на форуме в Петербурге наверняка это будет одним из вопросов для дискуссии. На ваш взгляд, насколько успешны могут быть эти начинания в будущем и когда рубль может стать одной из главных мировых валют.
Евгений Гавриленков: Теоретически для этого есть все возможности. Российская экономика становится все более видимой на мировой экономической карте, и, естественно, чем более страна заметна, чем более масштабна ее экономика, тем более высокий спрос на валюту этой страны. Однако, чтобы реально рубль стал конвертируемым, помимо того, что с июля этого года снимаются ограничения на потоки капитала, – это, безусловно, важное, это необходимое условие, но не достаточное – достаточным условием, для того чтобы рубль стал конвертируемым, является его востребованность другими экономическими агентами, иностранными инвесторами. А для того чтобы он был востребован, требуется, во-первых, снижение инфляции до привычных мировым инвесторам уровней – несколько процентов, а пока у нас еще близко к 10. И второе, например, когда правительство и президент говорили о необходимости создания биржи энергетических ресурсов или лесной биржи в России, чтобы торговля проводилась за рубли, это тоже будет повышать спрос на российский рубль. То есть чем более он будет востребован, тем больше рублей будет накоплено в экономике страны, и тем больше шансов, что он будет конвертируем.
Михаил Саленков: А что можно говорить о сроках? И нужен ли вообще свободно конвертируемый рубль России?
Евгений Гавриленков: Сроки – тут все будет зависеть от того, как интенсивно будут строиться эти вот институты, присущие рыночной экономике, и как быстро будет реманизироваться экономика. Это займет, на мой взгляд, годы. Может быть и быстрее, если эти проекты по созданию бирж пойдут ускоренными темпами, и капитал будет приходить в страну достаточно интенсивно. А нужно ли это? Я считаю, что это безусловно нужно. Бизнес, работающий в стране, в экономике, валюта которой свободно конвертируема, имеет неоспоримые преимущества.