Ссылки для упрощенного доступа

Особенности выборов в Индии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие обозреватели Радио Свобода Кирилл Кобрин, Андрей Шарый.
Андрей Шароградский: Премьер-министр Индии Манмохан Сингх подал сегодня президенту Пратибха Патил заявление об отставке своего правительства. Это было сделано в соответствии с Конституцией после подведения итогов прошедших в стране выборов в нижнюю палату парламента и роспуска ее прежнего состава. До формирования нового правительства нынешний кабинет министров будет исполнять свои обязанности. Об особенностях выборов в Индии, проходивших в пять этапов, мой коллега Андрей Шарый в рамках нашей постоянной рубрики "Мировая политика" беседовал с обозревателем Свободы Кириллом Кобриным.

Кирилл Кобрин: Индийская пресса, да и британская пресса, использует эпитет "исторический" и, кажется, в этот раз журналисты не преувеличивают. Дело в том, что эти выборы полностью совершенно не соответствовали тем предсказаниям, которые эксперты делали накануне голосования. Я напомню, что выборы длились практически месяц, гигантская страна, голосовали несколько воскресений, несколько уик-эндов. Эксперты говорили, что это будет очень жесткая борьба и с минимальным перевесом победит либо Индийский национальный конгресс, либо "Джаната партия", но в любом случае гигантскую роль в формировании будущего парламента и, соответственно, правительства будут играть и так называемые региональные партии (а их очень много в Индии, Индия страна очень разнообразная, мультиэтническая, многоконфессиональная), очень большую роль во всем этом будут играть коммунисты. Коммунисты в некоторых местах правят по 30 с лишним лет, в некоторых штатах. Так вот абсолютно все эти прогнозы провалились. С большим отрывом побеждает Индийский национальный конгресс, а региональные партии проигрывают во многих местах, где они, в общем, должны были выиграть или выигрывали в течение чуть ли не десятилетий. Коммунисты вообще потеряли гигантское количество голосов и сама "Джаната партия", которую обычно относят к, это не крайне правая, это правоцентристская партия, но многие представители "Джаната партии" во время избирательной кампании позволяли себе очень резкие заявления, которые, в общем-то, можно расценить даже как антимусульманские, направленные против других этнических меньшинств.

Андрей Шарый: Почему же в контексте тех политических обстоятельств, о которых вы рассказываете, произошла такая неожиданная политическая встряска?

Кирилл Кобрин: Избиратели выбрали средний путь, пишут все газеты и они намекают, конечно, на известный буддистский термин "средний путь", "избегай крайностей". Действительно это победа, скажем так, реформистского пути в индийской истории. Смотрите, Индийский национальный конгресс - это старейшая партия страны, который, собственно говоря, возглавил борьбу за независимость и привел страну к независимости. Обычно до появления "Джаната партии" воспринимался как единственная партия, которая отражает интересы всех индийцев, сбалансированная политика, с духовным отцом в виде Махатмы Ганди. Конечно, в практике, политически Индийский национальный конгресс быстро превратился в касту - касту, во главе которой стояла и, собственно говоря, до сих пор стоит семейство Ганди. Все-таки Индийский национальный конгресс перед этими выборами смог привлечь на свою сторону две разных очень части населения, но очень важные и очень многочисленные. Прежде всего, речь идет о крестьянстве. Индийский национальный конгресс предложил целую программу поддержки беднейших - это и дешевые кредиты, это и возможность расширять свои территории, это послабление в налогообложении и многое, многое, многое другое. Крестьянство, которое осознает свои интересы, как таковое, естественно, оно проголосовало за Индийский национальный конгресс и оказалось, что экономический интерес значительно важнее в данном случае оказался, чем конфессиональный, этнический и какой бы то ни было еще. И вот здесь как раз, видимо, ИНК и выбил почву из-под ног коммунистов во многих местах.
С другой стороны, Индийский национальный конгресс смог привлечь на свою сторону средний класс. Средний класс не только в той его части, которая занимается бизнесом, но и с гигантской армией государственных чиновников. Предусмотрено и повышение зарплаты для чиновников и многие другие вещи, а чиновный класс в Индии, конечно, очень большой. Вот комбинация из этих двух факторов плюс крайне неудачная, как отмечают, предвыборная кампания "Джаната партии" привела к такому результату.

Андрей Шарый: Вы упомянули семью Ганди, которая из поколения в поколение продолжает воспроизводить элиту для индийского политического класса. Они вернулись сейчас к власти прямо лично?

Кирилл Кобрин: Премьер-министр Манмохан Сингх, как он, собственно говоря, возглавлял правительство, так, судя по всему, и будет возглавлять правительство. Но в данной ситуации в индийской политической культуре, так, как она сложилась в последние десятилетия, не так важно, кто именно возглавляет правительство в данный момент. Образ Индийского национального конгресса, как детище, с одной стороны, духовного отца Махатмы Ганди и уже фактического отца во всех смысла Джавахарлала Неру. Поэтому на очень многих фотографиях, которые можно было увидеть после объявления результатов выборов, Сингх стоял рядом с Соней Ганди.

XS
SM
MD
LG