Ссылки для упрощенного доступа

Балтика под газом


Схема газопровода "Северный поток" (Nord Stream)
Схема газопровода "Северный поток" (Nord Stream)
Противники возобновления работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) готовят масштабную экологическую акцию "Спаси Байкал! Спаси Байкальск!". Акция пройдет в субботу, 13 февраля, в центре Иркутска. О намерении принять участие в субботнем экологическом митинге заявили около тысячи человек: жители Иркутска, Ангарска, Шелехова и Байкальска. О проведении аналогичной акции протеста заявили активисты Мурманска, Новосибирска и Красноярска. В этих городах 13 февраля пройдут пикеты в защиту Байкала.

Выступая в среду на "Саммите действий по Балтийскому морю - 2010" в Хельсинки премьер-министр России Владимир Путин заявил, что затраты на экологические экспертизы проекта газопровода "Северный поток" (Nord Stream) составили 100 млн евро.

Владимир Кара-Мурза:
Премьер-министр России Владимир Путин заявил на экологическом саммите в Хельсинки, что уверен в экологической безопасности и надежности "Северного потока". Он отметил, что Россия представит свою программу по оздоровлению Балтийского моря в мае на встрече министров стран-участниц Хельсинской комиссии по защите морской среды. Путин обратил внимание участников саммита на действия России по масштабной реконструкции и развитию системы водоснабжения и водоотведений в регионе Балтийского моря, что позволит довести к 2015 году уровень очистки сточных вод Санкт-Петербурга и пригородов до 98%. Тем временем депутаты Народного хурала Бурятии отправили официальное обращение премьеру Путину с просьбой пересмотреть принятое постановление правительства России, которое фактически законодательно разрешает Байкальскому ЦБК работать и сбрасывать сточные воды в озеро. 13 февраля в Иркутске во дворце спорта "Труд" пройдет большой экологический митинг. О том, можно ли доверять заверениям об экологической безопасности "Северного потока", исходящим от премьера Путина, пустившего в эксплуатацию Байкальский ЦБК, мы говорим с экологами Петром Кожевниковым и Григорием Пасько. Убедительно ли прозвучали заверения Путина об экологической безопасности "Северного потока"?
Там уже нет той живности, той рыбы, той фауны, тех придонных организмов, которые когда-то там были

Григорий Пасько: Нет, на мой взгляд, неубедительно. Особенно в том месте, когда он говорит, что пора возвращать наши долги кормильцу нашему Балтийскому морю и тут же предлагает какую-то программу, но не говорит, что долги будет возвращать путем загрузки двух мощных трубопроводов, газопроводов в это самое Балтийское несчастное море, которое мертвое на 40%, кислорода там не хватает. Там уже нет той живности, той рыбы, той фауны, тех придонных организмов, которые когда-то там были. То есть можно говорить, что проект сам по себе, может быть, и хорош, но море для него не подходит.

Владимир Кара-Мурза: Удивило ли вас заявление премьера, что уровень очистки сточных вод в Санкт-Петербурге и пригородах доведен до 98%?

Петр Кожевников: Я думаю, что это какая-то ошибка, вряд ли это возможно, судя по тому, что мы видим даже невооруженным глазом с мостов, водотоков, в Невской губе, Финском заливе. Какая же там очистка? Конечно, нет.

Владимир Кара-Мурза: Давайте выслушаем те аргументы, которыми Владимир Путин заверил собравшихся в Хельсинки в экологической чистоте проекта.

Владимир Путин: Мы реагировали даже на те сигналы, которые были маловероятны, по сути, являлись умозрительными. Но действовали по известной русской пословице: лучше семь раз отмерить и один раз отрезать. Обстоятельная международная оценка воздействия проекта на окружающую среду зафиксировала отсутствие экологических рисков. Морские газопроводы уже достаточно хорошо себя зарекомендовали. Хочу отметить, уважаемые коллеги, более трети поставляемого в Европу газа осуществляется по маршрутам, проложенным по дну Северного, Черного и Средиземного морей. И все функционирует нормально, и до сих пор не было никаких проблем и не вызывало таких эмоций.

Владимир Кара-Мурза: Что позволяет вам судить о рискованности "Северного потока"?
Я думаю, что многие выводы попросту были куплены - так, как был куплен весь остров Готланд, все общественное мнение этого острова. Там деньги получили от "Норд стрима", только ленивый не получил

Григорий Пасько: Дело в том, что эти сто миллионов евро, которые якобы затрачены на экологическое обоснование, соблюдение конвенции, они пошли неизвестно куда. Я у многих спрашивал людей, например, у представителя Швеции, который отвечал за финансовые потоки этого "Норд стрима" - это бывший председатель национального банка Швеции, он не смог мне объяснить, куда пошли эти сто миллионов. Я думаю, что если бы проводились все исследования экологические с привлечением научных институтов отдельно по регионам балтийским, по регионам, которые относятся к заповедникам, то все эти исследования продолжались бы не один год и продолжались бы до сих пор и по рыбе, и по флоре, и по фауне, и по птицам. На самом деле это было проведено очень быстро. Я думаю, что многие выводы попросту были куплены - так, как был куплен весь остров Готланд, все общественное мнение этого острова. Там деньги получили от "Норд стрима", только ленивый не получил. И муниципалитет города Висби, и университет города Висби, и подводные археологи. Так что экологическая составляющая у меня лично не вызывает доверия, потому что она была сделана поверхностно и очень быстро. Но надо отметить, что финские экологи наверняка дадут разрешение, я с ними разговаривал, они говорят: мы выбираем из двух зол меньшее.

Владимир Кара-Мурза: Насколько тщательно, по вашим данным, проведена экологическая экспертиза "Северного потока"?

Петр Кожевников: Дело в том, что мы знакомы с документами прошлых лет, так же, как была экспертиза дамбы, 50 научных заключений научных заведений, все это было липой. Но в данном случае тоже, я думаю, формальность, потому что просто не существует у нас таких установок, которые бы очищали эту воду. Видимо, нужно разделять на две части. Одна часть – это то, что мы сейчас сделали и то, что хотели сделать - это разные миры. Естественно, вторая часть – это опасность или безопасность газопровода. Очевидно, в каком-то обозримом будущем будет масса труб по всей земле, по всей планете, рано или поздно они появятся и уже появляются. Но в части того, что сейчас мы готовы к этой очистке, она есть, я в этом сомневаюсь. И так же, как экспертиза, собственно, где могли делать экспертизу. Любой человек гражданский опять же невооруженным глазом, идя по набережной, видит, что выбрасывается, что плавает. Это видно и со спутников, можно посмотреть.

Владимир Кара-Мурза: Алексей Яблоков, член-корреспондент Российской академии наук, глава фракции "Зеленая Россия" и член политкомитета партии "Яблоко", не верит ни одному пункту экологической экспертизы.

Алексей Яблоков: Они обещают, что будет чисто. Но компания "Северный поток" несколько раз фундаментально врала обществу. Они говорили, что провели экологическую экспертизу в то время, когда ее не провели. Они говорили, что обследовали дно тогда, когда его не обследовали. Сейчас они говорят, и я не могу сказать, врут они или не врут, но сомнения есть, что они обследовали на расстоянии трех километров слева и справа от трубы, и что нашли две или три мины, никаких химических снарядов там нет и так далее. Им приходится верить на слово, потому что мы проверить не можем. Значит, давайте верить на слово и попробуем промоделировать, что они говорят. В любом случае это будет нарушение экологии Балтики. Думаю, что не особенно серьезное, если они будут делать все, как они описали. А вот будут они делать все, как они описали, то есть так аккуратно выложили направо, выложили налево, потом проложили трубу, заложили обратно, восстановили, будут они это делать или не будут - я не знаю.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG