Ссылки для упрощенного доступа

Cловарь московских улиц


В правозащитном обществе "Мемориал" состоялась презентация "Полного словаря названий московских улиц". Его составитель – историк Ян Рачинский, член правления "Мемориала". Заглянем в выходные данные книги: тираж 2000 экземпляров, 600 страниц, учтено более 10 тысяч топонимов. К автору же обратимся с таким вопросом:

– Словари московских топонимов уже существуют. Чем принципиально отличается ваша работа от проделанной другими исследователями? Почему вы решили взяться за этот труд?

– Первоначально за этот труд я взялся, потому что мы готовили к изданию очередной расстрельный список москвичей, в связи с чем стали проверять в биографических справках адреса, по которым они проживали до ареста. Выяснилось, что все существующие справочники не полны, потому что в них отсутствуют улицы, исчезнувшие в ходе многочисленных советских реконструкций, а также отсутствуют многие старые названия даже для существующих улиц. С этого началась работа 12 лет назад.

А дальше пришлось выйти за рамки советского периода, потому что выяснилось, что и досоветский период отражен весьма неточно. В старину тоже были переименования, но они происходили в другом порядке – стихийно. Еще выяснилось, что очень многие объяснения этих названий абсолютно неверны. Это мифы, зачастую абсурдные, искажающие реальность. Причем это касается многих очень известных названий. Например, Поклонная гора, название которой совсем не от того произошло, о чем пишут в разных справочниках.

– Я слышала о такой версии: будто бы Наполеон стоял на этой горе и ждал, когда ему с поклоном принесут ключи от города. Как известно, не дождался.

– Нет, это совсем уж экзотика. Чаще встречаются две версии, одинаково далеких от реальности. Одна, что здесь якобы собирались поклоны – один из видов дани. Действительно, такой вид дани существовал, но совершенно необъяснимо, почему его вдруг решили собирать на изрядном удалении от города. Это противоречит здравому смыслу. Второе объяснение – якобы с этого места открывался вид на Москву, и путники клали здесь поклоны церквям, открывшимся вдали. Однако если каждый раз, когда на расстоянии нескольких километров видны церкви, класть поклоны, то не накланяешься. В реальности все гораздо проще. По документам легко устанавливается, что здесь на возвышении ожидали приезда иноземных послов, и при встрече происходил обмен поклонами. Этот ритуал довольно подробно и многократно описан в посольских книгах. При желании его можно было давно обнаружить.

– Каким веком датируется этот ритуал и, стало быть, возникновение этого названия?

– Первое упоминание, которое мне удалось обнаружить в посольских книгах, относится к 1508 году. И встречи послов на этих местах продолжались, по крайней мере, до конца XVII века. Может быть и позже, просто уже изменилось делопроизводство. Требуются еще изыскания, чтобы выяснить, когда изменился порядок.

Такого рода вещей очень много. Например, можно вспомнить и Заставный переулок около Белорусского вокзала, который прежде назывался Царский. Во всех справочниках и в "Википедии" пишут, что это название дано по царской ветке железной дороги. Но название "Царский" появилось до того, как на этом месте появился вокзал и какая бы то ни было железная дорога. Возникло это название по местному домовладельцу, известному старообрядцу купцу Николаю Царскому. Такого рода легенд, высосанных из пальца, очень много. И со многими из них пришлось разбираться.

А еще Ян Рачинский включил в свой словарь две карты, на которых можно разыскать, где находились ныне исчезнувшие улицы, чьи названия описаны автором. Это планы Москвы начала XVIII и конца XIX веков.
XS
SM
MD
LG