Ссылки для упрощенного доступа

Филолог Владимир Новиков – о том, что и как читают в России


Электронные книги завоевывают все большую популярность
Электронные книги завоевывают все большую популярность
Как выяснили социологи портала Superjob.ru, большинство жителей России по-прежнему отдают предпочтение бумажным книгам, однако электронные устройства становятся все популярнее. Что же касается жанров художественной литературы, то более всего востребована фантастика. Впрочем, русская и зарубежная классика у читателей тоже в чести.

Опрос проводился во всех федеральных округах, но нужно подчеркнуть – среди так называемых экономически активных респондентов, так что получившиеся данные отражают настроения определенной части общества. И все же, цифры любопытные.

Начнем с электронных книг. 73% российских людей по-прежнему предпочитают бумажные книги. Однако эти электронные устройства становятся все популярнее. Нередко приходится слышать, будто со временем бумажная книга умрет. В лучшем случае – превратится в некий раритет, которым можно только любоваться, станет предметом коллекционирования, но не более того. Известный филолог, профессор МГУ Владимир Новиков считает: общество столкнулось со сложной социокультурной проблемой:

– Мне кажется, прогресс остановиться не удастся. Молодое поколение читает компьютерные тексты, читает он-лайн, читает букридеры. Процесс этот будет развиваться, но он совершенно не исключит бумажную книгу. Во-первых, существуют такие жанры, которые нуждаются в контакте с книгой как, процитируем Пастернака, "кубическим куском совести". Прежде всего, это поэзия. Знакомство с поэтическим текстом в интернете или в электронной книге совершенно не исключает дальнейшего приобретения книги любимого поэта.
Молодое поколение читает компьютерные тексты, читает он-лайн, читает букридеры. Процесс этот будет развиваться, но он совершенно не исключит бумажную книгу

– Потому что к любимым стихам хочется возвращаться вновь и вновь? И тогда уже удобнее протянуть руку к полке, взять книжку?

– Совершенно верно.

– Но почему же несподручно зайти на соответствующий сайт или заглянуть в букридер, и там обратиться к любимым строчкам?

– Дело в том, что книга – это очень хитрое изобретение человечества. Оно, в известной мере, сложнее, чем компьютер. Мы блуждаем по страницам. Этого тактильного контакта с книжной страницей ничто не заменит. Это будет существовать параллельно.

– Как выяснилось в ходе опроса, среди тех, кто читает преимущественно бумажные издания, больше женщин, чем мужчин. Еще больше женщин читают русскую классику, а мужчины поменьше. Почему это происходит?

– Вообще, для меня слово "читатель" женского рода. Я бы его склонял по модели женского рода, потому что абсолютное большинство читателей беллетристики всегда были женщины, к тому же женщины теперь завоевывают и позиции в создании литературы. Мы стоим на пороге женского периода мировой литературы.

– Несколько неожиданно, но по данным опроса, более всего предпочитают читать детективы только 26%. Всегда казалось, что это самый востребованный жанр.

– Действительно, то, что более всего читают детективы, да и фантастику, – к этому надо относиться так же, как к тому факту, что люди едят в основном рыбу и мясо, а не салат из морской капусты.

Детектив и фантастика – два кита массового чтения. Они всегда таковыми останутся. Задача высокой литературы – облагородить детектив, как это сделал когда-то, классический пример, Достоевский. Правда, не детектив, а полицейский роман, как говорили тогда литературоведы, трансформировался в "Преступление и наказание". Сейчас насущная задача, наверное, не тех ремесленников, которые сочиняют каждый месяц по детективу, а представителей настоящей литературы – сочинить роман с детективным сюжетом, – но при этом с философской глубиной, отражающей всю сложность ситуации XXI века.

– К слову, как выяснили социологи, самый высокий процент – это именно читатели фантастической литературы.

– Чего не хватает нынешней фантастике? Не хватает фантазии, как ни странно. Это слишком шаблонная литература, но тут ничего не поделать. Мне вспомнились строки Высоцкого, летописца и своего времени, и нашего, заглянувшего в будущее: "Не писать мне повестей, романов, Не листать фантастику в углу//— Я лежу в палате наркоманов, Чувствую – сам сяду на иглу". На иглу фантастики подсажены многие. И опять-таки здесь только единственный выход – фантастику делать более интеллектуальной, как это удалось Сорокину, Пелевину.

– Как бы то ни было, совсем не читает книг 5% опрошенных. А это, согласитесь, немного.

Фрагмент программы "Общественное мнение"
XS
SM
MD
LG