Ссылки для упрощенного доступа

Ваши письма. 29 Октябрь, 2011


Прислали обмен мнениями на животрепещущую для многих тему исхода на Запад. В этом случае речь о Казахстане – об исходе из Казахстана. Живущая в Германии бывшая гражданка Казахстана нарвалась (её слово) в интернете на обвинение в адрес таких, как она: "Сбежали с родной земли, оставив страну в тяжелое время, могли бы немного потерпеть". В порядке то ли самозащиты, то ли объяснения она написала следующее. Читаю: «Восемь лет назад бежала я из Казахстана, бежала без оглядки, с тремя сумками в руках и двести евро в кармане. В чужую страну, с чужим языком, где не было у меня ни одного родного или близкого человека. Но за все эти годы не было у меня ни капли сожаления. Потому что сейчас мой муж получает зарплату, на которую можно достойно жить. Потому что здесь, в случае потери работы, наша семья не останется без крыши над головой или с задолженностью за коммуналку, холодильник будет по-прежнему полный. Потому что я оставляю детскую коляску в подъезде, иногда забывая в ней какие-либо вещи, и все всегда остается нетронутым. Потому что здесь не сбивают людей на пешеходных переходах и на тротуарах. Потому что я не вижу на улицах пьяных или криминального вида людей. Потому что я не боюсь идти одна поздно вечером. Потому что я не боюсь и не волнуюсь, если вдруг нашу машину останавливает полиция. Потому что, когда я гуляю в городе со своим малышом, нам часто улыбаются совершенно незнакомые люди. И много еще почему. А самое главное - моим детям здесь несравненно лучше. Я не боюсь больше армии (в том варианте, который есть в СНГ) для старшего сына. И если он просто не будет лениться, а будет и дальше спокойно учиться, то получит, с очень небольшими материальными затратами, одно из самых лучших европейских образований. Так что не судите нас, уехавших из СНГ, те, кто там остался. Бог дал нам такой шанс, и мы его использовали. Ради своих детей… Что тут началось! – пишет эта женщина. На неё набросились как те, что тоже живут в Германии, так и те, что остаются в Казахстане. Смысл их писем: «Врешь, врешь, все врешь!". Вот из одного письма: "Смешно, жить на пособия, снимать квартиры, жениться только на своих, ходить в магазины, которые по карману, бояться доноса соседей на громкую речь или стук!". Вот из другого: "Как хорошо, что вы уехали в страну, с которой воевали наши отцы! Вам там место и вашим детям!". Вот – из третьего: "Да, в Германии легче жить. Но надо пахать. Женщины на двух-трёх работах, да и мужики пашут, не работают - пашут". – «Я им вежливо - про Фому, они мне все агрессивнее - про Ерему, - удивляется женщина. - Замечу, что я абсолютно ничего не привирала и не приукрашивала. Только голые факты из окружающей меня жизни. А они с такой злобой и ненавистью… "Германия не резиновая. Нашим свободолюбивым людям там нелегко!". «Вам ваши друзья немцы в глаза ничего не скажут, а за глаза они "чешут" про вас. Вот это демократия?!". Я хорошо понимаю эту бывшую жительницу Казахстана. Когда мне приходится общаться с некоторыми людьми в России, Украине, то у меня такое ощущение, что я большую часть жизни провёл не там же, где они, а на Луне. Стоишь у края поля со старым трактористом. Он давно на покое, всё ему не нравится. Молодой фермер косит пшеницу. Урожай по нынешним временам так себе – центнеров сорок. Это – на мой глаз. Старик, не моргнув своим глазом, говорит: пятнадцать и последними словами поносит демократов, которые разогнали колхозы и превратили чернозём в рассадник бурьянов. Вокруг нас – ни соринки. В определении намолота я ошибся почти на десять центнеров – боялся приукрасить действительность. Получилось, сообщает фермер, не сорок, а почти пятьдесят. «Яков! – говорю старику. – Ну, вот что с тобой делать? Ты же ещё в своём уме. Ты сорок лет хлеборобствовал. Глаза твои ещё видят без очков. Ну, вот как ты мог сказать: пятнадцать, когда перед тобою такой урожай, за который Брежнев дал бы тебе звезду Героя?». – «Он и дал. Трудового Красного знамени». – «Поздравляю тебя от души, хоть и с опозданием. Но ты мне всё-таки ответь на мой вопрос». Молчит. Говорю: «Давай сейчас сядем в машину – твою или мою и объедем все поля бывшего твоего колхоза. Покажешь мне рассадники бурьянов». В ответ посылает меня к такой-то матери и говорит, что я продался американцам.

Следующее письмо: «Читая словесный понос про осуждение Юлии Тимошенко, хочу заметить, что никто не пишет главного. Представим себе ситуацию. 1911-й год. Государь император отправляет на каторгу еще не убитого Столыпина. В связи с этим Париж и Лондон грозят разрывом Антанты. Такое можно себе представить только в бреду. Так? Или представим себе, что, прежде чем заключать сделку о покупке партии огурцов, бизнесмен-покупатель интересуется, хороший ли продавец человек, не бьет ли жену. С точки зрения здравого смысла, связывать заключение соглашения о свободной торговле с судьбой Тимошенко - абсурд. Это как если бы туристические компании отказывались продавать путевки в Кению, поскольку там практикуется массовое обрезание девочек (хотя боюсь, что скоро дело дойдет и до этого). Фактически это возвращение в средние века c их крестовыми походами. Забывают, что человечество давно решило, что свой путь к Господу каждый человек и каждый народ выбирает сам. Живи сам и не мешай жить другим. Это спорно с религиозной точки зрения, но разумно со светской. А нынешняя идеология Запада - это псевдорелигиозный фанатизм», - говорится в письме, автор которого упускает из виду, что ту же Украину Януковича Запад не тянет в свою семью, она сама туда просится. Ей говорят: в таком случае принимай наши понятия, что такое хорошо и что такое плохо. Это не фанатизм, а условие бизнеса. В Украине судят, как скажет начальство, а на Западе - по закону. Это сильно затрудняет деловые отношения, часто делает их невозможными.

Автор следующего письма – носитель противоположного мировоззрения: демократического. Он тоже упрекает Запад, но не за то, что он ставит условия Януковичам, а за то, что делает это вяло, сонно. Читаю: «Вот сейчас демократы решают, как голосовать. Опять раскололись. Называть «Единую Россию» партией жуликов и воров - мальчишество: там есть и порядочные люди. И это только усиливает отторжение оппозиции от реального политического процесса. Ситуация тревожная. Страна ждет полного национал-коммунистического реванша, по крайней мере, большая её часть: и люмпенизированная, и интеллектуальная, разница между ними невелика. Ведётся актианая работа по вовлечению националистически и просоветски настроенной творческой молодежи в патриотические организацию радикального толка. Для этого используются многочисленные литературные сайты в интернете. Угроза фашизма очень велика. Есть гебешные организации, с которыми связаны многие «творческие» люди на сайтах. Да что говорить, если с ними связан царский двор зарубежья, где местоблюстительница престола раздает дворянские титулы видным гебистам. «Новые дворяне» теперь - и Патрушев, и другие. Повторяются тридцатые годы. Завербованное евразийство. Вот где должен быть фронт борьбы, а Запад спит», - так заканчивается письмо.

Недавно мы говорили о том, что люди охотно читают всевозможный нравоучительный ширпотреб, особенно восточного происхождения, и уверены, что это им помогает жить. А вот Евангелие, к примеру, у них не пользуется спросом, хотя для большинства оно тоже новинка. Я не стал углубляться в этот вопрос – оставил его для слушателей. Читаю одно из писем, его написал профессор психологии Польшин. «Для Церкви свой христианский Коэльо не нужен, а вот для христианской культуры нужен очень. Например, Честертон в детективных историях дает христианское понимание жизненных ситуаций. Я сейчас перечитываю книгу отца Александра Меня «Сын Человеческий». Чтобы её читать, все же нужен некоторый уровень культуры. А Коэльо люди потому читают, что для этого почти никакой культуры не требуется. Им нравится сам жанр повествования. Нужны ли такого рода повествования об Иисусе из Назарета? Когда Его ставят в один ряд с другими мировыми учителями, это так и не так. По сути Он совсем не учитель, как другие. Но в какой-то мере можно говорить о Нем и как об учителе. И детективная история об Иисусе может быть вполне корректной. Но фокус в том, что для такой истории нужен «комплементарный» автор. Автор должен вжиться в своего героя. А как тут можно вжиться, не став христианином? По-другому получается Коэльо. Почему нет анекдотов об Иисусе из Назарета по типу анекдотов о Ходже Насретдине? Это ведь была бы отличная вещь! Я слышал несколько, но они просто дурацкие, так что и пересказывать не буду. Есть хорошие анекдоты о монахах, о священниках, а вот о самом Иисусе не слышал. А жаль. Александр Польшин». Из этого письма следует, что Евангелием «бухгалтерия» не зачитывается потому, что эту книгу плохо пропагандируют, плохо популяризируют для людей, которые не любят читать что-либо, требующее какого-то умственного усилия. Тут, кажется, есть ещё одна штука. Евангелие для них - это нечто церковное, поповское. Дело, в общем, казённое. А кто так уж интересуется казёнными делами? В общих чертах они и так знают, чему учит религия, для чего ходить в церковь, креститься, венчаться. Это что-то такое, что не имеет прямого отношения к их повседневной жизни, к личным переживаниям, трудностям, проблемам… Совсем уж плохо станет – пойду в храм, постою, свечку поставлю, за это, может быть, мне выйдет какое-то послабление. Читать Евангелие не в порядке обряда им не приходит в голову. Вы не услышите: он хороший человек – он верит в Бога, ходит в церковь, читает Писание. Эти вещи не связываются, чтобы не сказать, что связываются в обратной пропорции: шибко верующий – не шибко хороший. Прочитаю ещё несколько строк из письма Польшина: «Ловкой религиозной пропаганды сейчас навалом. Но это ведь не то, что имеет отношение к Евангелию. Предлагают все возможные виды выгоды: денежной, карьерной, любовной, духовной, оздоровительной и т.п., при условии, что человек станет поклонником данного проповедника: приходите к нам, и мы сделаем вам… Это ведь магия, а не Евангелие. А Евангелие в том, что я и Бог можем быть вместе, можем присутствовать в жизни друг друга, что Он, неизмеримый Бог, вполне может стать моим другом, без большой буквы, без старшего брата. Сказать это не трудно, как это сделать – для этого и нужна такая литература, в которой можно было бы увидеть способы «делания», а не нотации о том, что плохо быть плохим и хорошо быть хорошим»

Постоянные слушатели радио «Свобода» знают, что нас не обходят вниманием герои Андрея Платонова, мы их тоже. Я это делаю, чтобы лишний раз напомнить людям, что большой русский писатель брал своих героев из жизни. Он согревал их, как и положено художнику, своим воображением, фантазией, но от этого они становились только живее. Мы легко узнаём их в наших современниках, не во всех, конечно, а в тех, чья общественная озабоченность, как теперь выражаются, зашкаливает. (Этот технический термин вошёл в обиход и так хорошо в нём устроился, что можно слышать, как молодой человек говорит девушке, что его любовь зашкаливает). Это люди, чьё желание общественного блага безмерно, чьё намерение осчастливить человечество наилучшим устройством такое твёрдое, что куда там алмазу, чьё вдохновение поднимается до таких высот, что возвращение на грешную землю оказывается невозможным, как у того ястреба из стихотворения Бродского – ястреба, которого так высоко возносит поток воздуха, что его лёгкие разрываются от недостатка кислорода. Теперь читаю письмо из цикла, который у меня называется: «Андрей Платонов отдыхает». Это не что иное, как проект по удаление пенсионеров из общества в особые резервации, в города пенсионеров. Перед мысленным взором нашего изобретателя и реформатора – читаю – «Восьми, десяти- или двенадцатиугольный дом, посреди двора которого будет находиться столовая и больница. А по внешней стороне будут спортзалы, гаражи, кинотеатры, склады и другие полезные постройки. А по крыше этой восьми- или болееугольного здания пройдёт смотровая застеклённая площадка с крышей над головой. Вечерами, да и не только, приятно посмотреть на всё глазами Бога. Кстати, лифты будут подниматься до самой крыши, то есть, до смотровой площадки. Да, и желательно застеклить весь купол над двором, будет меньше проблем с уборкой территории». Здесь я прерву письмо на самом важном, с точки зрения автора, месте: как будет устроена жизнь в этих города. У него готов проект и детских городов: «Славим Господа во веки веков! Что посеешь в детях, то и пожнёшь! Господи! Благослови! Какой быть России?! России необходимы города для детей. Пяти-шести дневное проживание в мире знаний, спорта, труда и еще раз знаний. Круглый год без каникул на лето, без остановки в развитии. Богословие рекомендуется по природе мирозданья. В моем представлении комната у каждого отдельная. Санузел, кровать, стол, стул, Интернет. Дети будут воспитаны в совершенстве для будущего общественного строя. Разделение по полу в городах необходимо проводить в возрасте десяти-двенадцати лет. В это время взрослые трудятся для детских городов, а вечерами смотрят новости спорта с детских городов, новости жизни детских городов. Кстати, кроме комнат для проживания и столовой, в городе будут лишь стадионы и учебные кинотеатры, и вот передо мной какая картина. По телевизору видел: сделан купол-полусфера, обтянут полиэтиленовой плёнкой, масштабы огромные. А теперь представьте внутри по центру футбольное поле, а в стороны от него - волейбольные, теннисные корты. А также матовые покрытия, турники, теннисные столы, груши, спортивные снаряды и, конечно, душевые кабинки с МЖ. А все уроки лучше проводить в видеоформате в кинозале, до определенного возраста. Думаю, пенсионерам в этом городе самое место. Дети и пенсионеры найдут друг в друге огромную поддержку, - как видите, я ошибся, когда решил, что мы имеем дело с двумя отдельными проектами: города для стариков и города для детей, нет, это, кажется, один проект: город для стариков и детей. Читаю дальше. - И комнаты у пенсионеров должны быть парными, мало ли чего случится. Спорт, медицину, образование и так далее возьмут на себя пенсионеры. А сколько зайцев одним выстрелом убить можно, ни в одном сне не увидишь. Каждому городу выделить личный самолёт, личный теплоход, личный вертолёт и земли столько, сколько душе угодно. А где же взять денег? Да дело-то не в деньгах. С пенсионных фондов, с родителей детей, увеличить пенсионные взносы. С природных ресурсов, наконец. А кто будет строить? Зеки, конечно, они для матери и детей самого Бога обворуют. А как строить? Двадцать четыре часа в сутки, три смены по восемь часов, где час на обед. Выходные в субботу и воскресенье, а я бы предложил весь СНГ перевести на такие рабочие будни, где пять дней круглосуточных работ, а два выходных. И что? Опять колхозы? Совхозы? Подхозы? Да!!! – три восклицательных знака. – Однозначно!!! - тоже три. –Ими, - то есть, колхозами, - займутся сами пенсионеры. Но можно оставить всё как есть, и продолжать смотреть эту Порно-Кайфо-Жизнь. Разве Бог не накажет за такое отношение к старости и воспитанию детей?».
Смех смехом, друзья, а вот ведь обещания партии «Единая Россия», если их вспомнить, недалеко уходят от этих проектов, а в некоторых отношениях превосходят их. В одной из прошлых передач мы вспоминали некоторые пункты. В связи с этим слушатель Петровичев из Курска пишет: «Радио Свобода – американская радиостанция, газета «Ведомости» сообщает, что она представляет собою совместный проект двух иностранных газет. И вот вы, радио «Свобода» и «Ведомости», одновременно начинаете дискредитацию партии «Единая Россия» путём придирок к её предвыборным обещаниям за все годы её существования. И после этого вы будете говорить, что не существует единого центра, направляющего с разных сторон подрыв России?». Ради справедливости автор этого письма должен был бы подчеркнуть, что первой начала «Свобода». Именно на её волнах, в передаче «Ваши письма», прозвучало раз или даже два письмо нашего слушателя, который очень кратко изложил основные невыполненные обещания «Единой России». Но и тут почин принадлежит не нам. Сначала это письмо появилось на одном из наших сайтов, оттуда я его и взял в передачу. Газета же «Ведомости» уделила путинским обещаниям маленькую редакционную заметку через несколько недель после нас, зато привела в ней пару-тройку обещаний, которые, кажется, не упоминались на волнах «Свободы». Было обещано, например, что в 2003 году покупка жилья станет доступной для работника со средней зарплатой, а в 2007 году Россия превратится в «транспортное сердце мира». К третьему году обещали создать «пояс дружбы» на границах России, уж не говоря о том, что к восьмому – присоединиться к шенгенскому соглашению, чтобы, значит, все граждане России могли бы ездить в Европу и по всей Европе без виз, как в соседний район. Мне кажется, здесь уместен разговор о причинах не того, почему ничего не выполнено, а того, почему эти обещания появились на свет. В них есть что-то глумливое, я бы сказал – хулиганское, не правда ли? Программы КПСС, обещания КПСС, и главное из них – шестьдесят второго года: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», - это всё не задумывалось как заведомое издевательство над здравым смыслом. Высшее руководство верило, уж Хрущёв – совершенно точно, и верил истово. Чего не скажешь о нынешнем руководстве и его образованной обслуге… Сегодня в России людям живётся свободнее, чем когда-либо, это факт, но факт и то, что таких растленных людей в её руководстве тоже ещё не было. И ведь население не ожидало от них этих обещаний, ему было всё равно. Спрашивается: зачем тогда болтали? Зачем такая демонстрация собственного растления? Это относится и к последнему съезду «Единой России». Мы думали некогда, что советизм вырождается в Брежневе, в его стариках, а оказывается, он вырождается только в наши дни, через четверть века, в их сравнительно молодых преемниках. Только сейчас мы можем сказать, что знаем, что такое настоящее растление…

Об этом пишет Андрюша из Новой Зеландии. Так он себя называет на одном из сайтов «Свободы»: Андрюша. Читаю: «Вован - не самый плохой вариант. Одно плохо - стареет. Быстро стареет. Вот если бы не старел! Я за него в 1999 даже по телику на весь мир выступал. И сейчас симпатизирую. Но стареет. Глупеет. Чё-то с рожей сделал. Не нравится это. От самолюбования остерегает. Не надо, говорит, самолюбования. Это как если бы Леонид Ильич против ношения цацок на пиджаке выступил. Не хочу, чтоб над Вовкой смеялись, он как брат мне, его Борис, как гвоздь в гроб коммунистам, вбил. Да и Россию сохранил и приумножить собирается. Но стареет. Будут смеяться. Это ужасно. На ботаксе далеко не уедешь. Тупит, и уже порядком. Нельзя ему с творческой интеллигенцией встречаться - трудно без боли за него смотреть. Я тоже туплю, но никто не смотрит. А он всем виден. И это только начало. Двенадцать лет глупеть у всех на глазах - это не шутка. С виду будут почтительны, а в сторону прыскать. Эх, Вован, Вован, дожил, брат... А ведь были когда-то и мы рысаками... Бог перемены любит, вот в чём проблема, нельзя Ему надоедать одним и тем же.. А когда и власть, и оппозиция стареют, нету хуже. Начнётся игра в старуху дверь закрой. Это уж точно. Народ стареет, включая молодёжь, вот в чём проблема. Этнос стареет… Так что нету у меня спокойствия за Россию. Когда от тебя стареющие рокеры отворачиваются, а ещё и шестилетний срок не начался, -нехороший признак, а ведь ещё и изо рта пахнуть начнёт... Нет уверенности, а прежде всего русский язык жалко - единственное богатство нам от предков, хоть бы это сохранить».
Это письмо я чуть-чуть сократил и убрал одно оскорбительное для «Вована» слово, очень оскорбительное – им как раз и обозначается тело в процессе распада, растления. Вот. А лучшее предложение в проекте «Города солнца» для детей и стариков, на мой вкус, такое: «Дети будут воспитаны в совершенстве для будущего общественного строя». Если бы я мог выдумать такое предложение, то умер бы большим писателем. Считается, что излюбленный герой Андрея Платонова – это представитель невиданного и неповторимого слоя – слоя первых грамотеев советской эпохи, безобидно и в то же время жутко оголтелый устроитель рая на земле. Но как он дотянул до нашего времени?

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG