Ссылки для упрощенного доступа

Международный День Джаза



ДС: Весна, столь волшебная в этом городе, была нескончаемой путаницей сводок погоды, внезапной июньской жары, внезапных заморозков, стремительных ливней, голубого голого до бесстыдства неба и черных туч, шедших откуда-то из Монтроя танковой атакой. Ледяные дожди сбили весь цвет с каштанов и вишни, сирени и персика. Бедные дрозды зазывали подружек отчаянными руладами слишком рано: после мартовского лета наступил настоящий февраль.
Что это? Репетиция конца света? Вирусная атака на небесный компьютер погоды? Или же наступившая, наконец, эпоха «Сумасшедшего Макса»?
Ваши все ещё ламповые, всё ещё транзисторные, а так же смартфоны и мобильники настроены на волну «Свободы». Вы так же слушаете нас на ноутбуках с сайта svobodanews.ru. Сколько в джазе весенних тем? Тьма!

1. John Coltrane - It Might As Well Be Spring – 6:53 (John Coltrane - Side Steps – Prestige)

ДС: - «It Might As Well Be Spring», Песня-стандарт Ричарда Роджерса; слов пока нет, но слова написал Оскар Хаммерстайн в 45 году и «Это могла бы быть и весна» получила премию Оскара за лучшую песню года, голливудскую премию, так как зазвучала она в фильме Уолтера Ланга «State Fair», «Ярмарка Штата». Во Франции фильм вышел под названием «Ярмарка Иллюзий».
В данном случае играли: Джон Колтрейн, что не совсем обычно, альт-саксофон (второе соло); Джин Аммонз – тенор-саксофон (первое соло); Мэл Уолдрон – рояль; Джордж Джойнер – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Запись была сделана Руди ван Гельдером 3 января 58 года для «Престижа».

2. Sarah Vaughan - It Might As Well Be Spring – 3:03 (Sarah Vaughan - The Quintessence - Fremeaux & Associes)

ДС: - «It Might as Well Be Spring» - «Ни крокусов, ни распускающихся роз, на малиновки в небе, а я чувствую грустное веселье, вполне похожее на весеннюю лихорадку; можно подумать, что это и вправду – весна…».
Скажу вам честно, я смотрю с террасы на парк Валь-де-Грас и не могу понять, что это? Апрель? Февраль? И, переиначивая смысл песни Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна, говорю себе, уговариваю себя: «It Might as Well Be Spring». Хвала небесам, у нас есть песни, не ставящие под сомнение апрель в Париже.
В данном весьма конкретном случае Сара Вон пела 9 января далекого 46 года в Нью-Йорке с комбо контрабасиста Джона Кёрби. Кларенс Бретон – труба; Бастер Бейли – кларнет; Рассел Прокоп – альт-саксофон; Билли Кайл – фортепьяно; Билл Бизон – ударные. Фирма «Коламбия» изобрела долгоиграющие пластинки в 48 году, так что Сара Вон была записана на старом добром шеллаке на 78 оборотов.

Спасибо всем, откликнувшимся на передачу о Чарльзе Мингусе! Владимир Гринберг пишет о родившихся в апреле и не уместившихся в апрельские программы. Их действительно очень много: здесь и Джерри Маллиган, и Андре Превин, и Харри Карни, Дюк Джордан, Джонни Доддс, Лайонел Хэмптон, Бад Фриман, Бесси Смис, Джимми Нун, Пол Чэмбэрс, Элла Фитцджеральд, Дюк Эллингтон, Тутс Тилеманс, Херби Хэнкок, еще один Хэрби – Хэрби Манн и Ред Аллен. – И Джон Хэндерсон! - добавляет из Питера Владимир Гринберг.
Хочу напомнить, что кроме ваших комментов, вы можете так же голосовать за передачу в самом начале текста. Там есть кнопки «Твитнуть», «Нравится», «Я рекомендую», «Я рекомендую в Гугле» - «G +1».
Вы слушаете, может быть во сне, может быть в дороге, может быть не зная, что это и откуда берётся, еженедельное «Время Джаза». На ваших мобильных, смартфонах, транзисторах, таблетках и прочих ноутбуках с нашего невероятного сайта svobodanews.ru. У микрофона в нежелающим следовать календарю, Париже – Дмитрий Савицкий.

3. Lee Konitz - I'll Remember April – 9:01 (Lee Konitz - Motion – Verve)

ДС: - «I'll Remember April», «Я запомню этот апрель» Джина ДеПоля и Дона Рея. Де Поль (музыка, Дон Рей и Патришия Джонстон – слова) написали эту песню в 42 для совершенно дурацкого фильма Артура Лабина «Ride 'Em Cowboy». Как писали рецензенты, «если в фильме есть несколько минут здравого смысла и лирики, так это песня «Я запомню этот апрель»». Песня и музыка уцелели.
В данном случае Ли Конитц, альт-саксофон и лидер, играл с Сонни Далласом – контрабас и Элвином Джонсом – ударные. Запись была сделана 29 августа 61 года для винила фирмы «Вёрв».
Сама песенка тоже не из сложных: «Этот очаровательный день дотянет до вечера и мы распрощаемся со всем тем, что между нами было. Я никогда не забуду, что однажды в апреле ты любила меня. Я запомню этот апрель….»
С вами такое случалось? У меня как-то в ходу всегда была осень…
Вот изумительная по легкости, по воздушности, версия Оскара Питерсона:

3. Oscar Peterson - I'll Remember April – 3:35 (Oscar Peterson -- The Canadian Giant – SAGA)

ДС: - «I'll Remember April», дуэт Оскара Питерсона, рояль и Мэйджора Холи – контрабас. Нью-Йорк, 8 мая 50 года.

Нью-Йоркская «Аллея Оловянных Кастрюль» изрядно потрудилась, пополняя песенный фонд, весенними мотивами. Кроме двух, уже прозвучавших сегодня, вот несколько названий песен, многие из которых теперь просто стали мелодиями, просто – стандартами. Это: Spring is Here, Joy Spring, You Must Believe In Spring, Some Other Spring, April Skies, Spring in Naples, You Can’t Rush Spring, Spring Can Really Hang You Up the Most, Echo of Spring, Lost April, April in my Heart, и, конечно, April in Paris.
В том, что ваш сын перестал слушать «Металлику» и рок, виноваты вы лично, так как несколько раз в неделю вы слушаете «Время Джаза» и его повторы. Теперь и он вписал в свой смартфон наш адрес: svobodanews.ru и подписался на подкасты. Вы ведь тоже когда-то иммигрировали в джаз чуть ли не из попсы? А теперь вы знаете, что рок вышел из блюза и вас уже не переубедишь! Что ж, поклон вам из апрельского Парижа и вот она, самая знаменитая версия, нашего апреля:

5. Ella Fitzgerald & Louis Armstrong - April in Paris – 6:33 (The Complete Ella and Louis on Verve)

ДС: - «April in Paris», «Апрель в Париже» Элла Фитцджеральд и Луи Армстронг – вокал; Оскар Питерсон – рояль; Хёрб Эллис – гитара; Рей Браун – контрабас и Бадди Рич – ударные. Само собой Сатчмо играет и на трубе. 16 августа 56 года, студия звукозаписи «Capitol», Голливуд.
Композитор Алек Уайлдер писал: «Несомненно, это совершеннейшая театральная (для мюзикла) песня. Если мои слова звучат слишком благоговейно, я понижу градус и скажу – это абсолютно замечательная песня!»
Вернон Дюк, он же Владимир Дукельский, живший в первые годы иммиграции в Париже, написал в 1932 году легкую прозрачную музыку для бродвейского мюзикла «Иди побыстрее», «Walk a Little Faster». Слова сочинил Йип Харбург, как и Владимир Дукельский – иммигрант из России.
Я не устану повторять, что большая часть популярных американских песен, ставших джазовыми стандартами, написали иммигранты из России. Я не знаю, что бы пели и играли джазмены в США, не устрой большевики революцию…
Стоит, однако, задуматься. Все же Дукельскому покровительствовали и Дягилев, и Стравинский, и Прокофьев! Джордж Гершвин придумал ему псевдоним Вернон Дюк. Как и для большинства новоиспеченных американцев, иммигрантов из старушки-Европы, Дукельский думал, что он лишь подзаработает на оловянных кастрюлях, а потом снова займется классикой. Увы, время переводило стрелки талантов на другие пути, включая Голливуд.
Йип Харбург в жизни не был в Париже и прежде, чем засесть за текст, обложился туристическими брошюрами и гидами. В итоге он перевернул стандартную идею песни о Париже, где в столь позолоченной романтической раме обычно прописаны любовники. Он усадил под каштаны человека, который никогда не был влюблен. Париж должен был стать премьерой этой любви. Именно поэтому песня и удалась.
Вот еще один ее вариант. Я надеюсь, что вы оцените его по достоинству:

6. Bud Powell - April In Paris – 3:08 (Bud Powell - Jazz Giant – PolyGram Rds)

ДС: - «April In Paris» - на этот раз это трио Бада Пауэла – рояль; Кёрли Рассел играл на контрабасе и Макс Роуч на ударных. Никаких Парижей! Нью-Йорк, февраль 50-го года. Прямо как сегодня! Обещали снег!

Я помню Париж в розово-золотой дымке раннего апреля. Ощущение такое, что в конце улицы должно быть море, его накаты, песок пляжа, нечто волшебное. Столики террас кафе всегда были заняты с восьми утра. Студенты Сорбонны, лицеистки, дядя в костюмах-тройках, рабочие в комбинезонах, таксисты, запарковавшиеся напротив, гривастые хипари – все пили café au lait, кофе с молоком и хрустели круассанами. Глаза у всех были в счастливом тумане. Им всем можно было идти сдавать анализ крови – гормональные уровни лезли под облака. Впрочем, этот факт выяснялся ближе к закату.
И так было всегда! А нынче апрель уехал в Омск!
Вы слушаете историю джаза на частотах «Свободы». На коротких и средних, через спутники Hotbird и ASIASAT-3. Вы можете слушать нас так же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.

7. Bill Evans - You Must Believe in Spring – 5:37 (Bill Evans - You Must Believe in Spring - Warner Bros.)

ДС: - «You Must Believe in Spring», «Ты должен верить в весну», «Поверь, весна придет» - песня-стандарт Алана и Марлин Бергман, Жака Деми и Мишеля Леграна. Билл Эванс взял название этой песни для альбома стандартов 77 года. Эванс, рояль, играл с контрабасистом Эдди Гомезом и ударником Элиотом Зигмандом. Записи эти вышли лишь после смерти пианиста.
Чета Бергманов много писала для Голливуда, включая песни таких фильмов, как «Тутси» и «Офицер и Джентльмен». Они трижды были удостоены премии «Оскар» за лучше кинопесни.
Ну, а французский саксофонист Барни Уиллен записал «Поверь, весна придет» в июле 1990 года. Играли с ним: Джакки Террасон – рояль; Жиль Натюрель – контрабас и Питер Гритц – ударные. Си-ди называется «Парижское настроение»:

8. Barney Willen - You Must Believe In Spring – 5:51 (1990.Barney Wilen - Paris Mood - Alfa Jazz)

ДС: - Что ж, подошло время расставаться. Календарно мы встретимся теперь в мае. Надеюсь, он будет похож на апрель, а не на конец августа. Жду ваших комментариев и оценочных отметок. Если у вас возникнет желание прослушать еще раз это «Время Джаза» или одну из последних передач (Мингус, Аммонз, Элла-Сара-Билли) вы найдете их на нашем сайте svobodanews.ru. Настоящей вам весенней недели, удачи в делах и спасибо за верность нашим частотам. Чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG