Ссылки для упрощенного доступа

Русская Америка – вчера и завтра


Александр Генис
Александр Генис
20 августа в 11 часов вечера в программе Александра Гениса – Три волны в ожидании четвертой; Музыкальное приношение: Дебюсси, Аксенов, Гилельс.

В последнее время из России приходят тревожные новости. Следя за ними, я не могу отделаться от непрошеного предчувствия. Как в мутном сне, когда снится предстоящее, но не можешь проснуться, чтобы его предотвратить. Напоминая недавнее прошлое, ближайшее будущее ему вторит, обещая настоящему знакомые этапы. Это – падение иронии, инфляция пафоса, ренессанс героизма, дефицит нюансов, триумф Эзопа, возвращение кукиша в карман и наконец – поиск постоянного места жительства.

Такое будущее, увы, предсказать легко. Если гайки будут завинчиваться, то напор усилится, и пар начнет выходить с другой стороны океана. Это – не новость, это – закон эмигрантской гидравлики. Эмиграция и метрополия всегда напоминали два сообщающихся сосуда: чем выше давление в одном, тем выше уровень в другом. Когда после оттепели 60-х культурная и общественная жизнь в СССР замерла и усохла, Третья волна предоставила российской культуре убежище и полигон. Золотой век эмиграции в 70-е годы были вызван цензурой и расправой. Сальдо, однако, в пользу русской культуры, которой было где перезимовать, чтобы очередной весной вернуться домой книгами Бродского и Довлатова. Поэтому, в ожидании худшего, эмиграции пора прочищать каналы, оживлять онемевшие органы и готовиться к приему новой волны.

В этом выпуске мы обсудим эту и сопутствующие ей проблемы с Мариной Адамович, главным редактором старейшего литературного органа Русской Америки "Новый журнал", составителем и редактором альбома "Русские в Америке".

М. Адамович. Почему так все быстро и славно в Чехии и в Польше лепится, а вот в экс Советском Союзе, в России, в частности, не лепится? Распалась вся территория, все связи, все механизмы сломаны.

Дело в том, что у других жива была бабушка. То есть этот исторический период коммунистической власти был настолько коротким, что сохранились еще носители исторической памяти, которые могли рассказать о прошлом. Бабушка могла рассказать.

А наши бабушки помнила только целину – и все. Что страшно? Песен не было. Ни одной песни из Российской империи в Советском Союзе наше с вами поколение не знает. Это все не те песни.

– Легко предположить, что в связи с зажимом свободы вновь хлынет на Запад поток культуры, а значит опять понадобятся эмигрантские газеты и журналы. Может, теперь уже в виде интернет изданий или каких-то видеопроектов. И тогда ваш “Новый журнал”, который казался тонущей Атлантидой, может оказаться новым местом сбора. Готовы ли вы к такой ситуации?

М. Адамович: Готовы абсолютно, потому что это ситуация осознанная. Марина Адамович: Важно сохранить идею, выношенную первой эмиграцией. Ведь структура Зарубежной России сложилась. Наша книга – тому доказательство. Это – отдельная культура, это – отдельная территория, это – население целого государства, у него просто нет границ. И как оставить это государство без печатного органа? В культуре не бывает пауз. Или это поступательное развитие или обрыв.

А также сегодня в 23 часа по московскому времени в программе
"Поверх барьеров. Американский час":

Музыкальное Приношение:
- Дебюсси: красота авангарда;
- Три Аксенова. К 80-летию писателя;
- Волков рекомендует: гений Гилельса.
XS
SM
MD
LG