Ссылки для упрощенного доступа

Полиция Великобритании продолжает розыскные мероприятия


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Наталья Голицына и Ян Рунов.



Андрей Шарый : В Великобритании не отменен так называемый критический уровень опасности. В четверг полиция задержала 24 человека по подозрению в подготовке взрывов на борту авиалайнеров, которые направлялись или должны были направиться в Соединенные Штаты. Сегодня полиция в Лондоне и других городах страны продолжает розыскные мероприятия. За ходом этой операции внимательно следит лондонский корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына. Она в прямом эфире программы "Время Свободы".


Наталья, добрый вечер. Что известно о задержанных, об арестованных? Что это за люди?



Наталья Голицына : Андрей, добрый вечер. Нужно сказать, что у полиции по закону есть 28 дней для подготовки обвинений и передачи дела в суд вот этих 24 задержанных человек. Среди них 19 человек, чьи банковские счеты были заморожены. Это было сделано в рамках антитеррористического закона 2001 года, то есть понятно, что этим людям уже предъявлены обвинения в заговоре и попытке совершения теракта. Все они молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет. Все они британские подданные. Большинство из них - это выходцы из семей из Пакистана, один из них из Бангладеш, а один из Ирана. Все они мусульмане, как сообщается, которые исповедуют идеологию исламского фундаментализма и экстремистские взгляды. Вот что интересно - часть из них прошла подготовку в исламистских лагерях в Пакистане. Еще не менее интересно, что среди этих людей есть и три коренных англичанина, которые недавно приняли ислам. Один из них, сейчас его зовут Абдул Вахид, раньше носил имя Дон Стюард Уай.



Андрей Шарый : Наталья, можно как-то прокомментировать заявление министра внутренних дел Великобритании Джона Рида, который заявил о том, что задержаны, судя по всему, все основные участники заговора, хотя, как он оговорился, 100-процентной уверенности в таких делах не бывает? Известно ли на основании какой информации полиция сделала такой вывод?



Наталья Голицына : Надо сказать, что британская полиция очень скупо дозирует информацию о ходе расследования, что, в общем, и понятно. Известно, что обыски продолжаются. Вы об этом уже сказали, причем не только в Лондоне, но и в Бирмингеме, и нескольких графствах, в том числе в Западном Мидленде. Глава антитеррористического отдела Скотланд-Ярда Питер Кларк заявил, что расследование заговора находится лишь на начальном этапе, и пообещал, что оно будет тщательным, очень непростым и, как он выразился, болезненным. Так что, в основном информация о том, сколько человек еще разыскивается, поступает из-за границы, в частности, из Соединенных Штатов Америки, которые принимают активное участие в этой операции.



Андрей Шарый : Пакистанские власти сообщили, что еще до ареста в Лондоне задержали двух британцев, уроженцев Пакистана. Якобы задержанные знали о терактах, которые готовились в Великобритании. Как-то комментируют в Лондоне эту информацию?



Наталья Голицына : Да, именно эта информация и проходит. Пакистану высказывают свою благодарность британские власти. Действительно, там были арестованы люди, как сообщается, двое англичан пакистанского происхождения. Именно благодаря допросам и информации, которая была получена на допросах, и была объявлена тревога здесь и все, что произошло вчера в Лондоне.



Андрей Шарый : Общественные организации мусульман США выразили протест президенту страны Джорджу Бушу в ответ на его комментарии по поводу раскрытия террористического заговора в Великобритании. Буш заявил, что заговор стал настоящим напоминанием, что нация все еще находится в состоянии войны с исламскими фашистами, которые используют любую возможность, чтобы уничтожить тех, кто любит свободу. Насколько верно такое определение исламского терроризма, исламский фашизм или "исламо-фашизм"? Об этом с американским экспертом беседовал наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.



Ян Рунов : Я адресовал этот вопрос вице-президенту по внешнеполитическим исследованиям Института Катона в Вашингтоне Тэду Карпентеру:



Тэд Карпентер : Термин «исламский фашизм» или «исламо-фашизм» призван вызвать ассоциацию с европейским фашизмом, приведшим ко Второй мировой войне, к Холокосту, к гибели десятков миллионов людей. Я думаю, использование этого термина носит больше политический, пропагандистский характер, и не определяет суть радикального движения в Исламе. Более точным было бы выражение «исламский радикализм». Однако в Америке всё чаще используют определение «исламо-фашизм», чтобы подчеркнуть идеологическое сходство с фашизмом, возникшим вскоре после Первой мировой войны.


Но исторически фашизм как идеология - явление европейское и внерелигиозное. Несмотря на историческое несоответствие, выражение «исламо-фашизм» получило распространение вскоре после терактов 11 сентября 2001 года и подчёркивало особую жестокость исламских радикалов.


Чтобы убедительнее показать угрозу исламского радикализма для цивилизации и демократии, нужно было найти наиболее близкую параллель. И первое, что напрашивалось само собой, это угроза цивилизации и демократии со стороны нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии. Я лично с таким определением исламского терроризма не согласен. Террор - это форма борьбы слабых против сильных. Терроризм сеет страх, но не является для демократической страны такой смертельной угрозой, какую представляли фашистские государства с их политической, экономической и военной мощью в 30-х-40-х годах.



Ян Рунов : Подчёркивает ли этот термин, что речь идёт не о мусульманах вообще, а именно об ультрарадикальных исламистах?



Тэд Карпентер : Одни из тех, кто пользуется этим определением, подчёркивают, что отделяют радикалов от большинства мусульман. Но другие, наоборот, подразумевают под этим более широкие слои членов мусульманских общин, не только радикалов, но сочувствующих им, принимающих их помощь и так далее Такой подход не слишком помогает делу.



Ян Рунов : Так считает Тед Карпентер из Института Катона.




XS
SM
MD
LG