Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель "Ъ" Арина Бородина: "Сегодняшнее послание отличается технологичностью, функциональностью и малоэмоциональностью"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие телевизионный обозреватель газеты "КоммерсантЪ" Арина Бородина.



Андрей Шарый: Вернемся к посланию Владимира Путина к Федеральному собранию. Трансляция такого рода событий по телевидению - важный, но довольно скучный жанр. О правилах и навыках показа кремлевских мероприятий я беседовал с телевизионным обозревателем газеты "КоммерсантЪ" Ариной Бородиной.



Арина Бородина: Если говорить просто на взгляд зрителя насмотренного, коим, наверное, являюсь я, то мне представляется, что каких-то специальных технологий здесь не так много. Собственно, надо четко показать главного выступающего, то есть президента, но иногда, в зависимости, наверное, от времени и политических каких-то нюансов, показывают зал, выхватывая те или иные лица, а это всегда согласовывается политически - кого показывать, как показывать, сколько показывать. Но каких-то особенных "плавающих" камер или еще каких-то супертехнологий в зале, где люди просто сидят и слушают, по-моему, нет.



Андрей Шарый: Сегодня показывали тех, кого считают претендентами на роль преемника Путина - Иванова и Медведева. Насколько я успел заметить, это было примерно, а может быть, и точно равное соотношение. Это как-то выверяется перед трансляцией?



Арина Бородина: Каким-то образом это проговаривается и согласовывается, кого и сколько показывать, либо интуитивно угадывается руководителями государственных каналов, которые традиционно осуществляют трансляцию послания президента Федеральному собранию. Но мне показалось, что в этом году, как ни странно, людей, лиц показывали меньше, то есть в основном камера была сосредоточена на Владимире Путине. Иногда просто занятно наблюдать, кого покажут, кто на галерке, кто где, как сидит. А в этот раз, честно говоря, мне показалось, что как-то людей было в принципе меньше, показывали их лица. Суше, лаконичнее, сосредоточили внимание на президенте, он - главный герой, глядишь - может, это действительно его последнее выступление с посланием Федеральному собранию. Но никаких эмоций, ничего лишнего, вот только президент - и это главное. Возможно. Я просто говорю о своих ощущениях, не уверена, что это на самом деле так.



Андрей Шарый: Российская политика последних лет, эпохи Владимира Путина - это преимущественно ощущения, особенно телевизионная наука, Арина. Скажите, вам не показалось, что искусственно звучали во многих местах аплодисменты. Путин не делал пауз, раздавались такие настойчивые хлопки от углов зала, которые потом зал поддерживал так или иначе. Нет ли там такой специально заданной искусственности, когда кто-то задает темп одобрения словам президента?



Арина Бородина: Клакеров.



Андрей Шарый: Ну, давайте это так назовем.



Арина Бородина: Не знаю. Я заметила только то, что, действительно, президент не делал пауз, что, кстати говоря, делает ему честь. Потому что раньше мне как раз казалось, что паузы были нарочиты и театральны. Сейчас мне кажется, опять же, сухость и краткость церемонии, с точки зрения ее исполнения, по-моему действительно он ее придерживался. Я думаю, что это все-таки были не клакеры, а какие-то особо... это даже уже не с телевизионной... исключительно такое подхалимско-политическое. То есть, конечно, в зале есть большинство людей, настроенных активно пропрезидентски, и почему бы лишний раз не польстить, не поддержать какие-то его тезисы.



Андрей Шарый: Путин вначале своего выступления говорил о традиции такого рода посланий, которая там была заложена Конституцией Бориса Ельцина. Какова телевизионная традиция их трансляции? Что хотят донести до телезрителя? Это ведь довольно сложно, потому что действия статичное.



Арина Бородина: Я не знаю, насколько народу в 12 часов дня интересно слушать, что в течение часа 15-ти говорит президент своим депутатам и депутатскому корпусу. Я слушаю это, как человек, который занимается профессионально и работает в "Отделе политики". А была бы я обычным зрителем, стала бы я слушать это в 12 часов дня? Думаю, что вряд ли. Но так уже повелось, это традиция, что все, что касается выступления Владимира Путина, традиционно транслируется в прямом эфире двумя, а то и тремя федеральными каналами.



Андрей Шарый: Сегодня Путин был в довольно блеклом костюме. Это совсем уж функциональный стиль. Даже галстук не яркий, а такой черненький в какую-то полосочку.



Арина Бородина: Думаю, что сегодняшний его внешний вид как раз продиктован тем, что вчера был национальный траур и похороны Бориса Ельцина, и надевать сегодня какой-то яркий галстук было бы некорректно. Вообще, сегодняшнее послание просто отличается от предыдущих, на мой взгляд, своей технологичностью, функциональностью и малоэмоциональностью. Ну, вот такую тактику они в этом году выбрали. Вот, технология действий - никаких эмоций таких особенных, все по делу, такой конструктивный у нас президент, вот так он конструктивно доносит до своих подчиненных задачи, которые они должны выполнить на благо народа.


XS
SM
MD
LG