Ссылки для упрощенного доступа

Следователи Генпрокуратуры заявляют: дело об убийстве Анны Политковской раскрыто


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Максим Ярошевский, Александр Валиев, Евгения Назарец, Сергей Хазов.



Андрей Шарый: Сегодняшняя московская "Новая газета" публикует большое интервью со следователем Петросом Гарибяном, который занимается расследованием убийства обозревателя этой газеты Анны Политковской. Убийцы журналистки найдены и арестованы, работа по этому уголовному делу продолжается, заверяет читателей и коллег Политковской Гарибян. Специальный номер газеты вышел с подписью "Анин номер" и рассказывает не только о расследовании уголовного дела. Вчера исполнилось ровно год со дня убийства Анны Политковской, и сразу в нескольких российских городах в воскресенье прошли митинги памяти Анны Политковской. Такого рода мероприятия прошли, собственно говоря, по всему миру, от Нью-Йорка до Парижа.



Максим Ярошевский: "Аресты будут продолжаться, киллеру пока не предъявили обвинение, но мы знаем, кто он". Эти слова старшего следователя по особо важным делам Петроса Гарибяна вынесены в заголовок большого трехполосного интервью. В нем шеф-редактор издания Сергей Соколов, который уже год занимается журналистским расследованием причин убийства Анны Политковской и поиском заказчиков преступления, сразу же задает прямой вопрос - будет ли раскрыто заказное убийство. "Оно уже раскрыто, - отвечает Петрос Гарибян. - Но другое дело установить всю цепочку, от заказчика до исполнителя". Шеф-редактор "Новой газеты", автор интервью Сергей Соколов.



Сергей Соколов: Мы посчитали, и спасибо руководителю следственного комитета за то, что они посчитали необходимым для людей разъяснить то, что сейчас происходит. Потому что было очень много спекуляций разного рода вокруг расследования, начиная с августа, в сентябре месяце в том числе. Мы попросили, чтобы к годовщине гибели все, что можно было сказать, прокуратура бы официально озвучила. Так и было сделано.



Максим Ярошевский: Вот этот так называемый слив августовский, как его можно объяснить?



Сергей Соколов: Большая часть - это добросовестная работа журналистов с недобросовестными источниками. Люди отрабатывали информационный повод, искали свои старые связи, старые связи что-то рассказывали в силу того, что это делали неоднократно. Явно прослеживается некая пиар-линия, смысл которой дискредитировать следствие и постараться прервать плановую работу по установлению остальных лиц, которые пока еще не задержаны. Были дичайшие утечки информации, связанные с оперативными материалами, и только чудом фактически кое-кто был задержан, а кое-что было найдено. Поэтому я вижу здесь прямое противодействие работе следователей. Может быть, засветились лица, связанные с заказчиком, может быть, засветились те, которые связаны какими-то другими преступлениями с ныне задержанными лицами. Можно пока только предполагать.



Максим Ярошевский: Насколько вселяет доверие сказанное Гарибяном вам лично, коллегам Анны Политковской?



Сергей Соколов: Я знаю следственную группу всю, это действительно замечательные ребята, которые работают очень добросовестно. Ведь проблема многих преступлений, раскрытия преступлений до сегодняшнего момента в чем заключалась? Не то, что следователи плохо работают, а в том, что им не дают работать. Пока следственные группы работают в полном объеме и ничто и никто их не ограничивают.



Максим Ярошевский: А впечатления от разговора? Действительно будет найден заказчик?



Сергей Соколов: Оптимизм Петра Гарибяна меня радует. Я более скептик в этом вопросе и думаю, что нам еще придется постараться, чтобы найти заказчика. Но мне нравится, когда следователь уверен в своей группе и в себе.



Максим Ярошевский: О чем идет речь в интервью?



Сергей Соколов: Речь идет, во-первых, о тех фигурантах, которые уже задержаны и о том уровне причастности их к убийству Политковской. Речь идет о предполагаемом киллере, предполагаемых заказчиках. Речь идет об утечках информации, которые были, о связи дела Политковской и дела Хлебникова и еще ряд достаточно любопытных аспектов мы затрагиваем в беседе.



Максим Ярошевский: Вчера сразу в нескольких городах не только России, но и за рубежом прошли митинги памяти Анны Политковской. В Париже напротив Эйфелевой башни установили символический гроб и портрет Анны Политковской. Эту акцию организовала организация "Репортеры без границ". На площади Помпиду вчера собрались люди, чтобы возложить цветы, зажечь свечи у портрета журналистки и послушать отрывки из репортажей автора "Новой газеты" в исполнении французских артистов. В Брюсселе европейский комиссар Бенита Ферреро-Вальднер выступила со специальным заявлением. "Я еще раз настаиваю на важности специального расследования, свободного от политической мотивации", - заявила комиссар. Акции памяти прошли в Германии, Великобритании, Италии, Австрии. В России митинги памяти состоялись сразу в нескольких городах. Из Челябинска передает Александр Валиев.



Александр Валиев: В центре города у памятника Орленку, челябинцы, решившие помянуть журналистку в годовщину гибели, установили ее портрет, зажгли свечи. Плакатов, лозунгов, а также громких речей и заявлений не было. Рассказывает Андрей Филиппов, один из участников мероприятия.



Андрей Филиппов: Пришло не так много народу, как хотелось бы, то есть люди приходили, уходили, стоял портрет, свечки, возлагались цветы к портрету. Что хотелось бы отметить? Что коллеги, журналисты, должны бы, видимо, первыми стоять здесь, почтить память ее, а журналистов как таковых не было. Вот это очень сильно удивило. Так же на этой акции присутствовал сотрудник ФСБ, что говорит о том, что, видимо, приравниваются эти граждане, которые хотят просто почтить память, к каким-то экстремистам.



Александр Валиев: Акция памяти Политковской была инициирована рядовыми гражданами без относительно какой-либо политической и общественной организации.



Максим Ярошевский: В Екатеринбурге митинг памяти Анны Политковской организовали Объединенный гражданский фронт и общество "Мемориал". С подробностями Евгения Назарец.



Евгения Назарец: Более 50 человек собрались на центральной площади Екатеринбурга. Активисты Объединенного гражданского фронта и Движения против насилия организовали трансляцию публичных выступлений Анны Политковской, свердловское отделение партии "Яблоко" распространяло книгу Андрея Пионтковского "Нелюбимая страна". Мария Дронова, лидер свердловского "Яблока"...



Мария Дронова: Общество пичкается тем, что у нас все хорошо в стране, а-ля 50-е, 60-е годы. Это самое страшное на самом деле.



Евгения Назарец: Митинг открыл лидер свердловского отделения Объединенного гражданского фронта Евгений Боровик.



Евгений Боровик: Инакомыслие становится чуть ли не преступлением, а человек, который не боится свободно выражать свои взгляды, неожиданно попадает в разряд экстремистов.



Евгения Назарец: Незадолго до гибели Анны Политковской руководство "Новой газеты" решило поручить ей вместо чеченской темы разрабатывать тему бедности для безопасности самой же журналистки. Об этом вспомнил эксперт Центра экстремальной журналистики Сергей Плотников.



Сергей Плотников: При всеобщем молчании о росте цен на фоне нашего нефтяного изобилия это была бы острейшая тема. Какую бы тему Анна ни стала разрабатывать, она все равно стала бы экстремальной. В такой стране она в каком-то смысле была обречена, за что бы ни бралась.



Максим Ярошевский: В Самаре митинг памяти Анны Политковской организовали члены Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова. Рассказывает корреспондент радио Свобода Сергей Хазов.



Сергей Хазов: Инициаторами акции памяти Анны Политковской выступили местное отделение Объединенного гражданского фронта и правозащитники. В центре Самары, на улице Ленинградской, днем прошел митинг молчания в память погибшей год назад журналистки. Одиночная акция гражданского неповиновения не была официально заявлена, но это не помешало сотням самарцев просто молчать, глядя на портрет Анны Политковской. Сейчас актуальной становится песня Александра Аркадьевича Галича, в которой есть такие слова: "Не надо, люди, бояться".


Журналисты все чаще сталкиваются с цензурой, а о свободе слова в современной России смешно говорить, рассказал координатор самарского отделения Объединенного гражданского фронта Валерий Павлюкевич.



Валерий Павлюкевич: Она занималась правозащитной деятельностью. Обидно, что сегодня в России действуют жесточайшие законы, которые преследуют инакомыслящих, преследуют по определенным направлениям.



Сергей Хазов: "Мы хотим, чтобы Россия стала действительно демократической страной, а не полицейским государством, в котором преследуют журналистов", - заявили участники самарской акции памяти Анны Политковской.



Максим Ярошевский: В Москве Объединенный гражданский фронт Гарри Каспарова отказался участвовать в митинге в Новопушкинском сквере в центре города. Его организовал Народно-демократический союз Михаила Касьянова, и, как посчитали члены ОГФ, стоять в такой траурный день под флагами политического движения неправильно. Однако проигнорировать трагическую дату сторонники лидера оппозиции Гарри Каспарова не могли. У входа в дом Анны Политковской, где застрелили журналиста, вчера днем члены ОГФ разместили памятную мраморную доску в память об Анне Политковской. Эта акция активистов ОГФ со столичными властями была не согласована, и многие полагали, что доску снимут милиционеры. Однако этого не произошло. В течение дня к подъезду дома, где жила Анна Политковская, с цветами приходили люди. За это время на стене дома журналистки расклеили десятки ее фотографий и цветы. В Новопушкинском сквере всех желающих принять участие в митинге пропускали через металлодетекторы. Милиционеры пытались подсчитать количество участников акции. В заявке на митинг не должно было принимать участие более 500 человек. Однако в сквере к часу дня было уже около тысячи людей с черными повязками на рукавах и красными гвоздиками. Начал траурный митинг главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. Он говорил о том, что необходимо до конца раскрыть убийство Анны Политковской и найти заказчиков этого преступления.



Дмитрий Муратов: Коррупция спецслужб и силовых структур, которые имеют Россию, как личный бизнес, а президента считают крышей, вот причина многих кровавых преступлений, в том числе во многом и убийство нашего обозревателя Ани Политковской. Они сейчас легли на дно, вот сейчас, вот в этот момент легли на дно. Знаете, есть такие крокодилы, такая есть порода крокодилов, они для того, чтобы погрузиться, едят камни. Вот сейчас они съели камни и погрузились на дно. Скоро они эти камни выплюнут и поднимутся. Мы не имеем права оставить это дело без внимания. Не будет общественного контроля над этим делом, не будет нашего желания заставить их ходить в намордниках, извините, не будет нашего Нюрнберга, все будет постоянно повторяться.



Максим Ярошевский: Вышедший вслед за Муратовым лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов большую часть своего выступления посвятил нынешнему политическому положению в России.



Михаил Касьянов: Конечно, все мы понимаем, что политическое убийство Анны Политковской - это важное политическое, трагическое событие. Это не просто беда, гибель человека, по которому мы скорбим и считаем ее поступок - поступок жизни, последних лет в особенности, геройством. Ее имя практически уже стало именем в числе высших моральных авторитетов нашего общества наряду с Андреем Сахаровым и наряду с сидящей, слава богу, с нами здесь Людмилы Алексеевой. Эти люди посвящали и посвящают свою жизнь служению своему народу, служению отечеству, борьбе за свободу российских граждан.



Максим Ярошевский: Правозащитница, председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева посоветовала всем оппозиционным сегодня к власти людям не прекращать своей борьбы.



Людмила Алексеева: Не надо бояться, как она не боялась. Надо протестовать против таких вещей, надо позорить их, тех, кто такие вещи организует. Скажите, это только слово, это только слова. Да, но, во-первых, в начале было слово, а, во-вторых, когда за слово убивают, слово становится делом.


XS
SM
MD
LG