Ключевое слово этой недели – "каллиграфия". С ее превосходными старинными образцами можно ознакомиться на выставке, открывшейся в главном здании Музея-заповедника Великого Новгорода.
Самые ранние здесь – берестяные грамоты. Слово Татьяне Казармщиковой, заместителю генерального директора Новгородского музея:
– Берестяных грамот найдено только в Новгороде 1015 экземпляров. Ученые совсем недавно стали говорить о них не просто как о свидетельствах грамотности, как об источнике информации о разных аспектах жизни средневекового Новгорода, но и стали различать – красивый или некрасивый почерк. Впервые заговорили о них с этой точки зрения, с позиций оценки красоты почерка. Оказалось, что среди берестяных грамот можно выделить образцы профессионального письма. Вот здесь две берестяные грамоты. Они датируются концом XII века. Они написаны от разных лиц и адресаты разные здесь, но при этом они написаны одним почерком. Поэтому находка этих двух берестяных грамот позволила сделать вывод о том, что существовал институт профессиональных писцов, в том числе, и по бересте, к которым в случае необходимости можно было обратиться.
– Чем характеризуется этот профессиональный почерк?
– Четкостью, определенностью, отсутствием ошибок, более прямыми рядами. В этот момент устав был единственным стилем. Он известен нам и по пергаментным документам тоже. Это когда буквы пишутся строго прямо, в одну линию. Они как архитектурные сооружения. По бересте так писать очень сложно. Поэтому у человека, только начинающего писать, это получается не так аккуратно. У него срывается стилос, царапает не очень аккуратно. Иногда он выходит за эти границы, иногда он невольно проводит какую-то лишнюю черточку. Но в некоторых берестяных грамотах мы видим даже попытки нарисовать буквицу, сделать заставку, как в книгах.
В конце ХIY века в русскую письменность приходит полуустав. Его буквы такие же четкие, как в уставе, но более удобные для начертания. Потом возникла более размашистая скоропись. Тут уж современному человеку нужны определенные привычка и навык, чтобы разбирать такие тексты. Буквы, несомненно, красивы, но уж очень вольно они себя ведут – их отдельные элементы то взлетают над строкой, то опускаются под нее. О представленных на выставке книгах и документах, написанных полууставом и скорописью, рассказывает научный сотрудник новгородского музея Марина Мазилкина:
– Это Евангелие, Толкования от Евангелия различные, тарханные грамоты жалованные.
– Тарханные – значит, освобождающие от подати?
– Да, "тарханные" – понятие очень древнее, привнесено было татаро-монголами. Сначала они выдавались священникам, чтобы те имели право на свой церковный суд. А потом уже это явление перешло на разряд великих князей. Они выдавали жалованные тарханные грамоты, освобождая от каких-то повинностей, допустим, от уплаты земельного налога, и давая какие-то привилегии. Представленные здесь вещи уникальны. Некоторые выставляются впервые. Чернила, которыми они написаны, очень разного качества, есть светло-коричневые, есть почти черные. Можно проследить это на многих экспонатах. Есть вещи, которые носят явно бытовой характер, а есть доносы, то есть челобитные. Есть очень красивые грамоты, как грамота, выданная Внукову. Она написана скорописью на красивой бумаге, снабжена различными печатями из мастики, восковыми печатями, оформленными золотыми нитями.
Ну а самые нарядные образцы письма – это вязь. Такие тексты почти зашифрованы, на то, чтобы разобрать их, даже специалистам нужно время. Главное же здесь – декоративность.
Самые ранние здесь – берестяные грамоты. Слово Татьяне Казармщиковой, заместителю генерального директора Новгородского музея:
– Берестяных грамот найдено только в Новгороде 1015 экземпляров. Ученые совсем недавно стали говорить о них не просто как о свидетельствах грамотности, как об источнике информации о разных аспектах жизни средневекового Новгорода, но и стали различать – красивый или некрасивый почерк. Впервые заговорили о них с этой точки зрения, с позиций оценки красоты почерка. Оказалось, что среди берестяных грамот можно выделить образцы профессионального письма. Вот здесь две берестяные грамоты. Они датируются концом XII века. Они написаны от разных лиц и адресаты разные здесь, но при этом они написаны одним почерком. Поэтому находка этих двух берестяных грамот позволила сделать вывод о том, что существовал институт профессиональных писцов, в том числе, и по бересте, к которым в случае необходимости можно было обратиться.
– Чем характеризуется этот профессиональный почерк?
– Четкостью, определенностью, отсутствием ошибок, более прямыми рядами. В этот момент устав был единственным стилем. Он известен нам и по пергаментным документам тоже. Это когда буквы пишутся строго прямо, в одну линию. Они как архитектурные сооружения. По бересте так писать очень сложно. Поэтому у человека, только начинающего писать, это получается не так аккуратно. У него срывается стилос, царапает не очень аккуратно. Иногда он выходит за эти границы, иногда он невольно проводит какую-то лишнюю черточку. Но в некоторых берестяных грамотах мы видим даже попытки нарисовать буквицу, сделать заставку, как в книгах.
В конце ХIY века в русскую письменность приходит полуустав. Его буквы такие же четкие, как в уставе, но более удобные для начертания. Потом возникла более размашистая скоропись. Тут уж современному человеку нужны определенные привычка и навык, чтобы разбирать такие тексты. Буквы, несомненно, красивы, но уж очень вольно они себя ведут – их отдельные элементы то взлетают над строкой, то опускаются под нее. О представленных на выставке книгах и документах, написанных полууставом и скорописью, рассказывает научный сотрудник новгородского музея Марина Мазилкина:
– Это Евангелие, Толкования от Евангелия различные, тарханные грамоты жалованные.
– Тарханные – значит, освобождающие от подати?
– Да, "тарханные" – понятие очень древнее, привнесено было татаро-монголами. Сначала они выдавались священникам, чтобы те имели право на свой церковный суд. А потом уже это явление перешло на разряд великих князей. Они выдавали жалованные тарханные грамоты, освобождая от каких-то повинностей, допустим, от уплаты земельного налога, и давая какие-то привилегии. Представленные здесь вещи уникальны. Некоторые выставляются впервые. Чернила, которыми они написаны, очень разного качества, есть светло-коричневые, есть почти черные. Можно проследить это на многих экспонатах. Есть вещи, которые носят явно бытовой характер, а есть доносы, то есть челобитные. Есть очень красивые грамоты, как грамота, выданная Внукову. Она написана скорописью на красивой бумаге, снабжена различными печатями из мастики, восковыми печатями, оформленными золотыми нитями.
Ну а самые нарядные образцы письма – это вязь. Такие тексты почти зашифрованы, на то, чтобы разобрать их, даже специалистам нужно время. Главное же здесь – декоративность.