Ссылки для упрощенного доступа

Гастроли израильского театра "Гешер" в Москве


Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют театральный обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева и израильский режиссер Евгений Арье.

Владимир Бабурин: Сегодня, в четверг, 9 октября, на сцене Московского художественного театра имени Чехова начинаются гастроли израильского театра "Гешер". Рядом со мной наш театральный обозреватель Марина Тимашева. Марина, в переводе с иврита на русский " Гешер" значит "Мост". Я подумал: отчаянные ребята эти израильтяне, привезти труппу с таким названием в Москву. Судьбу медиаимперии с таким названием все знают. К тому же, вероятно, бывшие российские, советские граждане, которые составляют основу труппы театра, знают, что в Москве теперь много жителей из северной столицы, где мосты привыкли разводить и знают, как это делается. Ну, а если серьезно: театр "Мост", театр "Гешер" - это действительно такой мост из Москвы, по которому когда-то туда, на Ближний Восток, уехали многие советские актеры, а теперь они по нему возвращаются?

Марина Тимашева: Получается ситуация довольно странная. Я предполагаю, что театр "Гешер" в самом Израиле действительно играет роль моста между русской культурой и культурой еврейской, израильской, постольку, поскольку они играли сначала спектакли на русском языке, а теперь уже преимущественно играют их на иврите, это значит, что актеры, приехавшие из бывшего СССР, выучили другой язык, выучили особенности интонирования, манеру подачи какого-то вербального материала в традициях той страны, в которой они находятся. Но 12 лет к нам обратно, в Россию, этот театр не приезжал. Таким образом, этот мост оказался каким-то очень странным. То есть, бывший Советский Союз переправил в Израиль, на самом деле, чрезвычайно знаменитых и талантливых людей. Достаточно вспомнить одного только Леонида Каневского, которого все знают, "майор Томин", не говорю уже про Женю Додину или Сашу Демидова, то есть, мы отправили в Израиль очень большое количество очень талантливых артистов. А по этому мосту обратно они вернулись только через 12 лет. Поэтому уж не знаю, честно говоря, когда в следующий раз мы их увидим.

Владимир Бабурин: Спасибо, Марина Тимашева. А сейчас она расскажет, с чем же они вернулись:

Марина Тимашева: Театр "Гешер" был создан 12 лет тому назад группой актеров, уехавших из Советского Союза, и режиссером Евгением Арье. Московские театралы отлично помнят его спектакль " Розенкранц и Гильденстерн мертвы" в Театре имени Маяковского. Это была первая постановка пьесы Тома Стоппарда в России, да еще в переводе Иосифа Бродского. Той же пьесой открылся и театр " Гешер" - один из немногих в Израиле государственных театров. Театр расположен в Тель-Авиве в районе Яффы, зал рассчитан на 900 мест, билеты стоят недешево - в среднем 20 долларов. В Москве билеты стоят от 50-ти до 700 рублей. О том, что театр хорошо оснащен, можно судить уже по тому, что из Израиля в Москву привезли пять контейнеров декораций, а из 57-ти человек - 17 технические сотрудники. 36 часов, например, они будут монтировать декорации к спектаклю "Город". Из Тель-Авива в Москву привезли три спектакля. Первый называется " Деревушка". Пьеса Иешуа Соболя рассказывает о жизни маленького еврейского поселения в Палестине 40-х годов. Второй спектакль - "Раб" - инсценировка прозы Исаака Башевиса-Зингера, а третий -" "Город. Одесские рассказы" поставлен по рассказам Исаака Бабеля. И только он играется на русском языке, другие - на иврите, но, конечно, с синхронным переводом. Почему Евгений Арье выбрал именно эти спектакли для московских гастролей?

Евгений Арье: Эти спектакли представляют очень разные этапы жизни театра. Мне хотелось показать в Москве то, чем собственно мы занимались все эти годы. Скажем, спектакль по Бабелю уже идет где-то лет 9 в театре. Это старый спектакль, тем не менее, мы его много играем. Мы его играли и за границей, и внутри страны. Спектакль "Деревушка" в течение нескольких лет - знак театра, и в Израиле, и за границей тоже мы его очень много играли. В Израиле он пользовался огромным совершенно успехом все эти годы. Мы сыграли 500 спектаклей уже, что для Израиля, конечно, цифра очень редкая. Спектакль очень простой, очень наивный, но как-то все его любили. Как среагируют в Москве - я понятию не имею. Он в этом смысле такой уязвимый вполне спектакль, именно в силу своей простоты, что ли, и отсутствия авангардных поисков в нем. Последний спектакль, который мы привезли, ему всего год. За этот год мы сыграли уже 200 спектаклей, в общем. получили всякие призы за него в Израиле. Это малоизвестный, насколько я знаю в России, роман Зингера, больше знают "Шошу", и так далее. Насколько я знаю, впервые в мире мы его поставили на сцене, никто в мире этого до этого не делал, я очень облюбил этот роман и несколько лет как-то я ходил вокруг него, думал, какое замечательное кино можно снять по этой книге. Затем возникли какие то мысли, как это можно сделать на сцене. Поэтому вот, скажем, этот спектакль "Раб" - он абсолютно представляет сегодняшнюю жизнь театра.

Марина Тимашева: Во всех трех спектаклях театра "Гешер" на сцене появится Леонид Каневский, я лишним считаю, в общем, напоминать, но все же напоминаю, что это знаменитый майор Томин из телесериала "Следствие ведут знатоки". К Евгению Арье я обращаюсь с вопросом, как вообще сформирована труппа театра?

Евгений Арье: Поехал Леня Каневский тогда, поехал Валя Никулин, поехал Миша Казаков. Миша Казаков ни одного дня в театре не работал. Приехав в Израиль, он получил приглашение в камерный театр, и как бы начал свою деятельность там, Валя Никулин проработал в театре очень недолго, поэтому все остальные как бы и работают до сих пор в театре. Те молодые ребята, которые приехали со мной, они сегодня звезды в стране. Они много снимаются, их имена знают, скажем, если бы они захотели перейти в какой-то другой театр, любого из них бы сегодня взяли, то есть, имена в основном они приобрели там. Это Саша Демидов первый актер мужчина сегодня в стране, могу сказать так, его очень-очень любят и все знают. Это Женя Додина, которая получает премии почти каждый год, и за спектакли, и за кинофильмы, и так далее, очень востребованная актриса, это Наташа Витулевич-Манор, у которой, в общем, тоже как бы все построилось, и это Виктор Меркурбанов. Вот это такая группа молодых ребят, которых сегодня все, в общем, знают. Они вполне успешно живут и работают в стране.

Марина Тимашева: Если не считать первых российских гастролей израильского театра "Гешер", то все последние новости из Израиля нерадостные, поэтому я спрашиваю Евгения Арье, сильно ли влияет политическая ситуация в стране на ситуацию театральную?

Евгений Арье: Безусловно, такая зависимость есть, и такая зависимость есть даже и, скажем, у меня в голове ,потому что уже на уровне выбора репертуара... Лучше, наверное, на примере, я давно мечтаю поставить "Медею", есть свои соображения и есть хорошее распределение в театре, но когда я слышу вот эти новости, о которых вы говорите, я понимаю, что не нужно сегодня это ставить в Израиле, что нужно, наоборот, какой-то воздух дать людям. Потому что самая главная проблема, которая, мне кажется, существует в стране - это упадок духовный, это потеря веры в то, что что-то может измениться. И это такой разительный контраст со временем, когда мы приехали в страну, когда был, наоборот, такой момент эйфории, огромное количество людей приехало, мир брезжил, вот-вот должен был состояться. В тот момент, скажем, Рабин позвал меня с собой в Осло, когда он получал Нобелевскую премию мира, и казалось, что вот-вот все образуется. Поэтому театр должен давать, конечно, какую-то надежду и хотя бы какой-то воздух в этом смысле. Я не имею в виду комедии, так далее, но вот, скажем, "Медею" я не могу ставить. Мне кажется это неправильным сегодня. Как бы на это среагировал зритель - мне трудно сказать. Удивительный момент состоит в том, что они в принципе приходят в театр. Вот это, конечно, очень странно, потому что это тоже публичное место, и в этом смысле как бы опасно приходить в театр. И зритель приходит в театр, у нас заполнены все время залы. Вот это меня поражает абсолютно.

Марина Тимашева: Евгений Арье, я думаю. уже понимает, что московская публика тоже не из пугливых. По крайней мере, все билеты на спектакли израильского театра "Гешер" были распроданы несколько дней тому назад.

XS
SM
MD
LG