Ссылки для упрощенного доступа

Внешний долг российских компаний в 10 раз больше долгов государства


Премьер-министр России Владимир Путин (справа) и президент банка ВТБ Андрей Костин
Премьер-министр России Владимир Путин (справа) и президент банка ВТБ Андрей Костин

Внешний долг России во втором квартале года сократился с 44 до 41 миллиарда долларов, сообщило в понедельник Министерство финансов. Это в четыре раза меньше российского внешнего долга 10 лет назад, в канун дефолта в августе 1998. Однако, кроме долгов самого государства, существует и внешний долг российских компаний и банков.


К 1 апреля 2008 общий корпоративный внешний долг России составлял 436 миллиардов долларов. Это почти в 10 раз больше текущего внешнего долга государства Российского и, кроме того, в 2,5 раза больше общего внешнего долга России 10 лет назад - в канун дефолта в августе 1998 года, говорит вице-президент инвестиционного банка UnicreditAton Алексей Ю:


«Действительно, общий внешний долг России сейчас в разы превышает общий внешний долг 1998 года. Но нельзя сравнивать ситуацию сегодняшнюю и ситуацию 10-летней давности. В тот момент основную часть долга составлял государственный краткосрочный долг. Погашению по нему наступало в течение ближайших 3-6 месяцев. Корпоративный долг тогда составлял не более 20 процентов общего долга. Сейчас, даже несмотря на то, что корпоративный долг составляет львиную долю внешнего долга, как правило, это долги с более далекими сроками погашения, то есть 3, 5, а иногда 10 лет. Поэтому какого-то кризиса ликвидности или кризиса рефинансирования такого риска на текущий момент нет».


К началу 2007 года общий внешний корпоративный долг России составлял 260 миллиардов долларов. А к 1 апреля нынешнего - уже 436 миллиардов, то есть всего за 15 месяцев он увеличился почти на 70%, несмотря на огромный приток в страну нефтедолларов. Аналитик инвестиционного банка Lehman Brothers Павел Мамай:


«Здесь есть два основных фактора. Во-первых, большое количество нефтедолларов до экономики доходит только через бюджет. В принципе, большое их количество через бюджет не доходит, а оседает в Стабилизационном фонде или Фонде национального благосостояния. Если вы посмотрите, какими темпами он увеличивался, какими соответственно темпами увеличивались валютные резервы, понятно, что большое количество этих денег в принципе не попадает реально в экономику. Это в принципе правильно. Вторая причина. Мне кажется, нужно посмотреть объем покупок российскими компаниями иностранных компаний и бизнеса. Именно на это отчасти используются средства, занятые за рубежом».


Компании и банки занимают и внутри страны, и за рубежом, говорит аналитик. Но активы российских банков за прошлый 2007 год выросли на 50-70%, то есть трудно говорить, что экономика в корпоративный сектор не занимает у российских банков:


«Исторически российский корпоративный сектор имел достаточно мало долгового финансирования. Сейчас для того, чтобы развивается быстрее, российский корпоративный сектор занимает больше в принципе. Условия разные, действительно. За рубежом можно занять на более длительный срок. Крупным компаниям проще занять большой объем денег. Иногда за рубежом можно занять дешевле, но опять же только крупным компаниям. Мелкие и средние компании в основном занимают у российских банков».


Как именно российские компании и банки предпочитают занимать деньги за рубежом - через выпуск собственных облигаций или банковские кредиты, рассказал Алексей Ю:


«Кредиты завоевывают все большую долю во внешнем долге компаний и банков. Объясняется это очень просто. Финансовые рынки сейчас переживают не лучшие времена. Здесь речь идет не о российских проблемах, а о глобальных проблемах в целом. Межбанковский рынок гораздо более стабильный, потому что движим не столько рыночной конъюнктурой, сколько отношениями между конкретной компанией-заемщиком и данным конкретным банком. Поэтому на банковском рынке сейчас происходит гораздо больше сделок, нежели на рынке еврооблигаций».


Вообще долг - это неотъемлемая часть бизнеса любых, даже самых успешных компаний. Другое дело - он не может быть беспредельным, говорит Павел Мамай:


«В принципе, достаточно комфортабельный уровень долговой нагрузки считается долг по отношению к денежным потокам компании от 2 до 3 раз, в зависимости от отрасли, в зависимости оттого, какая пропорция этого долга компании краткосрочная и долгосрочная. Это комфортабельной считается. Иногда долг может достигать 4 раз, но это уже ближе к черте. У крупнейших российских заемщиков сейчас этот показатель находится от 1 до 2 раз в среднем. В принципе, до черты еще далеко. Другое дело, что денежные потоки крупнейших российских заемщиков очень велики, благодаря высоким ценам на нефть, на газ и на сталь. Если эти цены значительно снизятся в ближайшие годы, картина может выглядеть немножечко по-другому. Но в принципе несколько лет еще тогда у российских заемщиков будет, чтобы снизить долговую нагрузку».


Между тем государство ни в какой степени не отвечает по внешним долгам компаний и банков. Но существуют государственные компании и банки, чей дефолт имел бы такие негативные последствия для экономики, что государству проще поддержать данную компанию или банк, продолжает аналитик:


«Возьмем, к примеру, "Сбербанк" или ВТБ, крупнейшие банки страны, на которых держится финансовая система. Что касается большого количества других компаний с государственным участием, у меня такое впечатление, что решения эти государством будут приниматься от случая к случаю, взвешиваться будут все интересы как налогоплательщиков, чьи деньги нужно будет расходовать, так и компании, так и кредиторов, так и государства».


Общий внешний долг российского государства составляет ныне 41 миллиард долларов. При этом общий объем внешней задолженности российских компаний и банков превышает долг государства в 10 раз.


XS
SM
MD
LG